«Уголовники называли ее Королевой». Невероятные истории из жизни «жены двух врагов народа» Натальи Сац

27 августа 120 лет назад родилась первая в мире женщина оперный режиссер — уникальная Наталья Сац (1903-1993).

Наталья Сац, конечно, удивительная женщина и действительно, не побоюсь этого слова, — выдающаяся. В приснопамятном 1937-ом ее арестовали как жену «изменника Родины». Мужа расстреляли, Сац на 5 лет этапировали в лагеря ГУЛАГа.

Казалось бы – главное выжить. А она там открывает лагерный театр, где гамлетов и королей лиров играют уголовники. Причем успех имеют невероятный!

После освобождения Наталья Ильинична едет в ссылку в Казахстан (в столицах ей жить запрещено!). Она и там умудряется пробить первый в республике Театр юного зрителя (кстати, процветающий до сих пор и носящий ее имя).

Вернувшись в Москву, открывает первый на планете Детский музыкальный театр, затем помогает создавать аналогичные театры по всему миру. Как итог – народная артистка СССР, Герой Соцтруда, всемирная знаменитость.

О том, какой была Наталья Ильинична, через какие испытания прошла, автору этих строк рассказала ее дочь — заведующая литературной частью Детского музыкального театра Роксана Сац-Карпова.

«БЕЗ ПЯТИ МИНУТ МАЛЬЧИК»

— Роксана Николаевна, ведь ваша мама начинала свою карьеру как «актриса». Расскажите о ее знаменитом дебюте.

— Очень смешная история… Ее отец Илья Александрович, будучи дирижером оркестра Московского Художественного театра, репетировал драму Метерлинка «Смерть Тентажиля».

И никак не мог при помощи музыкальных инструментов добиться правдивости звучания кульминационного момента, которым должен был стать крик ребенка. Вдруг его осенило.

Он принес из дома сладко спящую грудную Наташу, дал ей бутылочку с ее любимой овсянкой. И в тот момент, когда был нужен этот звук плача, бутылочку отобрал. Бедный ребенок, возмущенный таким «вероломством», естественно, заорал. Из зала закричали: «Гениально! Гениально!!!»

Но тут прибежала его жена Анна Михайловна и устроила скандал… Это выступление мама и назвала своей первой гастролью.

— О музыкальной одаренности юной Наташи Сац (и особенно о ее способности совершать взрослые поступки) ходили просто потрясающие легенды…

— А никакие это не легенды! Все считали, что она взрослая не по годам. Как-то ее папу спросил старый знакомый: «Говорят, Илья, у тебя две девочки?» Тот ответил: «Младшая, точно, девочка.

А вот Наташа — без пяти минут мальчик». Когда ее по возрасту не взяли в музыкальную школу, Наташа воскликнула: «Ничего, что я маленькая. Я хочу и буду учиться!» Это личность, характер…

Ее сестра Ниночка говорила, что обычно детей силком засаживают за рояль, а «нашу Наташу надо было оттаскивать от рояля».

Читайте также  Она пережила его на 46 лет, но о ней практически никто ничего не знает: как сложилась жизнь первой жены актера Василия Шукшина

Причем, она играла настолько хорошо, что в шестилетнем возрасте была принята в частный музыкальный институт Е. Н. Визлер, выдержав очень трудный экзамен по гаммам и сольфеджио.

И это немудрено — она же по существу выросла в театре. Отец – композитор, дирижер, мать Анна Михайловна – певица. В доме частые гости — Станиславский, Рахманинов…

Юная Наташа дружна с Вахтанговым — он катает ее на лодке, они вместе придумывают разные шарады для капустников. Дома иногда бывало холодно и голодно, но никогда не было скучно.

Когда нечего было есть, Илья Александрович сочинял сказки, и они всей семьей ставили спектакль. Поэтому когда пришлось самой зарабатывать, кормить семью, для нее не существует дилеммы, куда идти.

«ДОСТАЛА» ЛУНАЧАРСКОГО

— И все равно невероятно – по сути, девочка-подросток добивается открытия театра. Как ей это удалось?

— 1917-й год. Гражданская война, в стране — голод, разруха. Но ее — хрупкую, изящную девочку с косичками охватывает бурная жажда деятельности.

Маме не было пятнадцати, когда она переступила порог Театрально-музыкальной секции Наркомпроса в надежде получить любую работу – хоть уборщицей. Но там Наташу Сац уже знали и поэтому предложили: «В детской секции нет работника. Попробуйте вы».

С чего начать? Она решила давать концерты для детей. Площадок не было, все артисты безработные, но платить нечем. Выпросила лошадь с телегой и стала ездить по Москве с наспех сколоченной труппой — показывать «петрушек» всяких.

Кстати, в этой труппе были многие потом известные артисты. Например, Дуров, Ильинский… И все беспрекословно слушались ее.

Очень быстро беспризорники – основные уличные зрители тех лет — стали первыми фанатами «бродячего театра». А так как мама сама по возрасту недалеко ушла из детства, она этих детей очень хорошо понимала.

И задумала при Моссовете создать театр настоящий… Но как? Луначарский не хотел ее принимать. Тогда она подкараулила его, когда он утром пошел умываться. И уговорила.

Так появился первый Государственный детский театр, который сейчас называется МТЮЗ. Первый спектакль там был замечательный — «Маугли», в нем Игорь Ильинский играл медведя Балу. Он очень смешно почесывал себя за ухом, и дети его обожали…

Вскоре в «театр Наташи Сац» — именно так его называли в Москве – стало трудно попасть. Там шли изумительные постановки – «Сказка о царе Салтане» с музыкой Римского-Корсакова, «Сказка о рыбаке и рыбке» Леонида Половинкина.

Читайте также  30 лет вместе: как любовь к жене помогла Николаю Носкову пережить все испытания судьбы

Не все знают, что «Золотой ключик» Алексей Толстой написал специально для Натальи Ильиничны. Позже они стали ездить на зарубежные гастроли, и слава быстро распространилась далеко за пределами СССР.

В Буэнос-Айресе ее просто на руках носили. А в Берлине?! После того как она там поставила «Три толстяка» и «Фальстафа» немцы ее боготворили.

Мама же блестяще говорила по-немецки. Самое удивительное, что она всегда очень хорошо знала, чего хочет как руководитель театра.

— А чего она хотела?
— Чтобы взрослые несли высокое искусство детям. Что для этого нужно?

Самая лучшая музыка, лучшие постановщики и актеры, самые лучшие сценарии, декорации. Она и привлекала все самое лучшее.

Это ее стараниями 5 марта 1936 года Государственный Детский музыкальный театр при Моссовете был преобразован в Центральный детский театр — крупнейший в России.

ШПИОНИЛА В ПОЛЬЗУ ГОНОЛУЛУ

— Это правда, что все трое детей Натальи Сац — от разных отцов?
— Да! Но при этом какие у них были отношения.

Я была совсем маленькой, но прекрасно помню, как собирались все ее четыре мужа и все четверо смотрели на нее с обожанием. Она с ними расставалась как женщина с мужчинами, но никогда не расставалась духовно. Знаете, как она познакомилась с моим отцом?

— ?!
— Совершенно невероятная история, абсолютно в ее духе.

У Натальи Ильиничны не было денег, чтобы выдать зарплату артистам. Недолго думая, она пошла прямиком к Председателю Торгбанка Николаю Васильевичу Попову. Спросила: «Кредит – это когда дают в долг?»

Тот ответил: «В некотором роде…» «Тогда дайте поскорее, а то у меня все артисты разбегутся!» Такой неординарный поворот был для него полной неожиданностью. Но деньги дал.

На следующий день он пришел на спектакль. А вскоре начался их безумный роман, в результате которого на свет появилась я. Папа был замечательнейшим финансистом, обаятельнейшим человеком, другом Ильи Ильфа. Они с мамой очень любили друг друга.

В 1937-ом сначала маму, а потом и папу посадили (его потом расстреляли). Когда ее арестовали, она спросила: «А в чем вы меня обвиняете?» «Как в чем? – был ответ. — Вы же жена двух врагов народа!»

Всего за одну ночь, проведенную в камере Бутырской тюрьмы вместе с уголовниками, она так поседела, что ее волосы напоминали сильно напудренный парик маркизы 18 века!

До последнего верила, что случилось недоразумение, и даже отказалась писать письмо домой – с просьбой выслать теплые вещи… Ей дали пять лет. Тогда всех «жен врагов народа» сажали на пять лет.

Читайте также  На свою свадьбу она ехала в грузовике со скотом. История любви великой Монтсеррат Кабалье

— Хорошо еще не обвинили в шпионаже?
— Хотели. Следователи упорно спрашивали: «В пользу какой страны вы шпионили?» «Не знаю», — отвечала.

Когда в конце концов ее «достали», мама «призналась», что «шпионила в пользу Гонолулу». Самое интересное, что одна из первых ее зарубежных поездок после реабилитации была именно в Гонолулу.

В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО РЕЦИДИВИСТЫ

— Когда маму арестовали, меня отправили в Алма-Ату — в детский дом для особо трудных подростков. Там были и такие, кто попал на перевоспитание за тяжкие преступления, за кражи, изнасилования.

Но наша директриса считала, что самый страшный преступник – это «дочь врагов народа» и меня надо опасаться больше всего. Но ничего, мы сплотились и потом «уголовники» тоже нас полюбили, мы с ними замечательно дружили.

— Вы с мамой переписывались?
— Да. Она мне писала, что, как только освободится, опять будет работать в театре.

Я хорошо запомнила наше первое свидание. Еще в вагоне, помню, я не хотела ее видеть. Не хотела! Потому что очень сильно боялась: какой я увижу свою маму.

Она среди зэков! ОНА! Всегда необычайно красивая, яркая, какая-то невероятная – моя мама… и вдруг я увижу ее состарившейся, понурой, дурно одетой…

И вот мы с бабушкой идем по страшной грязи. Столбы, колючая проволока. Вдруг вижу – от бараков отделяется какая-то фигурка в сером пальто с барашковым воротником. Кричит: «Мамочка! Мамочка!»

И мгновенно часовой, который только что был как монумент, вдруг расплылся в улыбке: «Свидание дали, Наталья Ильинична? Радость-то какая!»

В комнату для свиданий то и дело заглядывали бритоголовые личности: «Наталья Ильинична, репетиция будет?» Оказалось, что она ставит там «Бесприданницу», через два дня премьера…

Спрашиваю у пришедших на репетицию заключенных: «Где ж у вас тут театр?» «Где Наталия Ильинична встанет — там и театр!», — отвечают.

Другой интересный факт. В августе 1942 года маму выслали на Волгострой — в Рыблаг, где из заключенных она тут же организовала джаз-ансамбль.

Его слава в то время была настолько громкой, что однажды на передовой попросили: «Привезите джаз-ансамбль Натальи Сац!» Легко сказать «привезите».

В этом джазе одни рецидивисты, а конвоя нормального нет. Что делать? Вдруг кто-то из высоких начальников спросил: «А Наталья Ильинична сама поедет?» «Поедет».

«Так от нее ни один не убежит!» Потом они часто ездили, и ни один зек не убежал. Уголовники ее оберегали, называли Королевой.

Источник