Гетто, гибель жены от рук маньяка, роман с 15-летней Настасьей Кински и позднее счастье. Великому и ужасному Роману Полански — 90!

Коллеги называют его креативным и ярким, но в то же время беспощадным и вспыльчивым. Он зарекомендовал себя как самый пессимистичный режиссер, но при этом никто не может сказать, в каких чертах проявляется его авторский почерк.

Великому и ужасному Роману Полански — 90, и его манеру невозможно описать словами – ее нужно прочувствовать.

«Ромек»

Роман стал тонко чувствующим режиссёром с особенной манерой, потому что с самого детства узнал, что такое горе, потери и страх… Легенда мирового кино Раймунд Роман Тьерри родился 18 августа 1933 года в еврейской семье, проживавшей в Париже.

Родители души не чаяли в сыне, и он должен был расти в атмосфере любви и неги, но судьба распорядилась иначе. Она приготовила для маленького Ромека, так его ласково называли дома, немало тяжелых испытаний, оставивших на душе будущего режиссёра глубокий след.

Во время Второй мировой войны еврейский мальчик и все его близкие оказались в немецкой оккупации…

Вскоре семью Романа вместе с остальными евреями угнали в Краковское гетто. Мать и бабушка мальчика погибли в Освенциме, дядю убили в Бухенвальде. Сам Роман только чудом избежал смерти – отец помог мальчику сбежать из гетто.

До конца войны парень был вынужден прятаться и жить в страхе. Однажды немцы поймали ловкого мальчишку и использовали как живую мишень. От верной смерти спасло его только то, что он не походил на еврея.

— Когда я был ребенком, я определенно был похож на многих детей в Польше, — говорил Полански в интервью Hollywood Reporter.

Когда война закончилась, парень смог вздохнуть спокойно… После пережитых ужасов войны Роман стал жить с выжившей сестрой и отцом, который женился и сменил фамилию на Полански.

Быть поляками, пусть и не по крови, в те времена было намного проще и безопаснее. В школе новоиспеченный Полански учился плохо – от наук он был далек, зато с большим удовольствием занимался в школьном театре.

По словам режиссера, ему казалось, что события на сцене были реальнее, чем всё происходящее вокруг. Так он пытался убежать от пережитых событий и почувствовать себя другим человеком… И у него получалось.

Кино

Увлечение игрой неизбежно переросло в огромную любовь к кино, и впервые на экране Полански появился в 1953 году. Это была эпизодическая роль в картине «Три повести».

— Я играл крестьянского мальчика. Первый же день съемок стал для меня откровением. Я понял, что именно с этими людьми хочу быть отныне и навсегда, жить их жизнью, говорить с ними на одном языке, – вспоминал Полански.

Поскольку учился парень плохо, поступить в вуз после школы ему не удалось, но благодаря съемкам начинающего актера заметил декан Лодзинской киношколы и взял под свое крыло.

Читайте также  Ее хватило на 30 лет брака с гением. История любви Ильи Глазунова и Нины Виноградовой-Бенуа

Именно в этот период Полански и попробовал свои силы по другую сторону хлопушки – его первой работой в качестве режиссера стала лента «Велосипед» (1955), которая, к сожалению, не сохранилась.

Позже он снял еще несколько короткометражек, главными темами которых стали насилие, вуайеризм и убийства.

Уже потом были культовые «Пианист», «Отвращение» с Катрин Денев, «Китайский квартал», «Нож в воде» и один из самых влиятельных фильмов ужасов в истории — «Ребёнок Розмари».

В этой картине Полански мастерски создал гнетущую атмосферу, с одной стороны, ожидания чего-то страшного, а с другой – чего-то незначительного.

Сердцеед

Фильмы Полански снимал весьма мрачные, в личной же жизни у него были только яркие краски. Еще в студенческие годы он приобрел славу сердцееда, который бесцеремонно вторгался в сердца юных дам.

Причем в искусстве обольщения он был удивительно изобретательным. Одни его отношения не были непохожи на другие: одной девушке он устраивал эротические фотосессии, а с другой практиковал свингерство.

Особой слабостью Полански были актрисы. В творческой среде существует такое убеждение, что кино получится качественным и эмоциональным, если режиссер полюбит актрису.

Он влюблялся… и умел влюблять, хотя привлекательным его назвать можно было с большой натяжкой. Именно эта химия позволяла девушкам раскрепоститься и вести себя в кадре естественно, как того требовал сценарий.

Романтичная Барбара

В студенческие годы, когда Полански увлекался киноэтюдами, он встретил красивую танцовщицу Барбару Квятковскую. Девушка стала первой женой режиссера и его музой.

Благодаря Полански она снялась в элегии «Когда падают ангелы» и проснулась знаменитой. Яркую внешность и бесподобные глаза Барбары заметили и другие режиссеры, которые стали приглашать ее на главные роли.

Тогда Полански не мог похвастаться успехами в работе, а вот его супруга пользовалась бешеной популярностью. Дисгармония в семье двух творческих личностей привел к разводу.

Страстная Катрин

Впрочем, Роман не грустил у разбитого корыта. 1962 год ознаменовался для режиссера не только разводом, но и огромным успехом – вышел первый полнометражный фильм Полански «Нож в воде», который получил номинацию на «Оскар».

После столь ощутимого успеха Роман решил переехать из Польши в Париж, где приступил к работе над следующей картиной «Отвращение» (1965) с Катрин Денев в главной роли.

Между элегантной француженкой и режиссером проскочила искра при первой же встрече, и между ними завязался бурный роман.

Это была красивая история, которая завораживала своей энергетикой. Однако длилась она недолго – в конце 1965 года пара распалась.

— Безусловно, есть большое отличие между женщинами и мужчинами в том, как они думают, как они реагируют на разные ситуации.

И это не изменилось и сейчас. Одно не подвергается сомнению, и это я исхожу из собственного опыта,— то, что женщины очень загадочны.

Читайте также  Взлет и падение Есенина. Почему неизвестный парень из деревни за две недели стал суперзвездой

И ты никогда не можешь предположить, как они отреагируют на определенную ситуацию, и это делает их очень интересными, — через много лет сказал Роман в интервью «Коммерсанту», вспоминая Денев.

Трагедия

Второй женой режиссера стала актриса Шэрон Тейт, которая исполнила главную роль в картине «Бал вампиров» (1967). Сам мэтр перевоплотился в Альфреда, который был влюблен в героиню Тейт. По иронии судьбы, сначала они друг другу не понравились.

Полански считал, что эффектная блондинка не создана для роли Сары, а она, в свою очередь, увидела в низкорослом циничном режиссере отталкивающего и неприятного мужчину с глупым чувством юмора.

Но от ненависти до любви один шаг – с первых минут на съемочной площадке между ними возникла химия. Легкомысленный роман быстро перерос в глубокие чувства.

Режиссер был покорен внутренним миром красавицы Шэрон настолько, что отправился с ней под венец, но счастье было недолгим…

После свадьбы Шэрон забеременела и жила в большом доме в Лос-Анджелесе, пока муж ездил на съемки. В августе 1969 года, будучи на 8 месяце беременности, девушка была зверски убита членами сектантской группировки Чарльза Мэнсона.

В ночь убийства Полански потерял все, что было ему так дорого. Он пережил нервный срыв, какое-то время вел затворнический образ жизни и отказался от всех съемок и проектов.

— Смерть Шэрон — самая большая трагедия в моей жизни. До нее я двигался по бескрайнему морю оптимизма и надежд. После трагедии же я все время чувствую себя виноватым. Все рухнуло в один день, я много лет не могу прийти в себя, — говорил Полански через 40 лет после смерти любимой жены.

Скандал

Годы после смерти Шэрон стали темными временами для Полански, а в 1977 году его и вовсе обвинили в изнасиловании 13-летней модели.

Сам Полански в своих мемуарах не отрицал связи с Самантой, так звали девушку, но факт изнасилования отрицал.

Это была очень громкая история, поднявшая на уши общественность. Режиссёра арестовали и посадили в тюрьму на 90 дней, а с семьей пострадавшей был заключен договор о выплате внушительной моральной компенсации в замен на то, что Саманта и ее близкие не будут придавать истории сильной огласки.

Когда же Романа выпустили из-под ареста через 42 дня за примерное поведение, родные изнасилованной Саманты сочли наказание слишком мягким.

Над режиссером нависла новая беда — он мог загреметь в тюрьму на 50 лет. Дожидаться решения суда режиссёр не стал и сбежал — он покинул Америку, отправившись с Париж.

— Я был беженцем всю свою жизнь, — признался режиссер одному французскому репортеру. — Давно привык. Отголоски этого громкого скандала слышны и сейчас…

Роман с Кински

Через 10 лет после смерти любимой женщины режиссер прервал молчание и выпустил драматический триллер «Тэсс» (1979), посвященный погибшей жене.

Читайте также  Неожиданные подробности! Наталья Дрожжина присвоила себе звание заслуженной артистки. Но на этом ложь не закончилась

Дело в том, что много лет назад Тейт подарила мужу роман Томаса Харди «Тэсс из рода д`Эрбервиллей», и так сложилось, что эта книга стала единственной памятной вещью, оставшейся Роману в память о супруге. По ней Полански и снял свой шедевр…

Главную роль в ленте исполнила 18-летняя немецкая актриса Настасья Кински, которая за 3 года до премьеры стала новой девушкой режиссера. Их встреча не была романтической сказкой.

43-летний Полански познакомился с 15-летней Кински в баре отеля, сразу пригласил ее в номер и переспал с ней, а затем взялся за раскрутку новой звезды. По мнению Полански, у них была любовь, Настасья же всегда воздерживалась от этого громкого слова.

Так или иначе, Роман попытался дать шанс своей личной жизни, хотя долго не мог оправиться от горя. Картина «Тэсс» получила три «Оскара», а Настасья — премию «Золотой глобус». Затем пути режиссера и актрисы разошлись.

Позднее счастье

В 1984 году Полански познакомился с актрисой и моделью французского происхождения Эммануэль Сенье.

На частном собеседовании режиссер был очарован и околдован невероятной девушкой и мечтал о продолжении общения, но, по словам самой Сенье, она не хотела отношений с мужчиной, который был на 33 года старше нее.

«Он попросту хочет меня трахнуть», — думала девушка. Однако и она не устояла — душа Полански её покорила. «Она у него прекрасная», — в одном из интервью призналась актриса.

Брак с Эммануэль стал надежной опорой для творческого и экспрессивного режиссера. Супруга подарила ему то, о чем он давно грезил — детей. У пары родились дочь Моргана и сын Элвис.

Взамен Полански сделал из супруги звезду. Девушка сыграла в таких лентах мужа как «Неистовый», «Горька луна», «Венера в мехах» и «Девятые врата»…

Они вместе почти сорок лет, прошли многое. Сенье была рядом даже тогда, когда от Полански отвернулись коллеги из-за сексуальных скандалов. Вместе они и сейчас…

Главная любовь

Перешагнув порог в 90 лет, Роман Полански не собирается отказываться от любимого дела. Чтобы ни происходило в его жизни, он продолжает снимать кино.

Им можно восхищаться, любить, ненавидеть и не понимать его творчества, но отрицать его талант нельзя. Особенно зная, какие страсти кипели в его жизни все эти долгие годы. Кстати, он до сих пор ходит в кино…

— Я смотрю много фильмов, и очень часто — в кинотеатрах. Я люблю ходить в кино. Хотя, конечно, многие я смотрю и дома, потому что это просто удобнее.

Но, когда выходит новый фильм, я всегда стараюсь его увидеть в кинотеатре вместе с публикой, — поделился своими взглядами на современный кинематограф Полански в интервью издательству «Коммерсант».

Источник