Война с Тарасовой, скандальный развод, жизнь в США: знаменитый тренер фигуристов вернулась в Россию

На Кубке Первого канала была замечена Наталья Линичук, о которой уже стали забывать поклонники фигурного катания.

На Олимпиаде-1980 танцевальный дуэт Наталья Линичук/Геннадий Карпоносов завоевал золотые медали, опередив одним судейским голосом Кристину Регоци и Андраша Шаллаи из Венгрии.

В том же году на чемпионате мира венгры взяли реванш, а советские чемпионы решили завершить спортивную карьеру.

Карпоносов трижды делал предложение руки и сердца своей партнерше по танцевальному дуэту, но Линичук, которая в 18 лет вышла замуж за сотрудника Внешторга (в СССР это приравнивалось к выигрышу по лотерейному билету) не спешила отвечать «да». Поженились олимпийские чемпионы в 1981-м.

В одном из интервью, которое довелось взять у Линичук в 90-е годы, она рассказала, что вовсе не собиралась становиться тренером. Ее карьера и без этого складывалась успешно.

На советском телевидении олимпийская чемпионка по фигурному катанию вела очень популярную у женщин передачу «Ритмическая гимнастика».

Слово «фитнес» даже в эпоху перестройки и гласности считалось чем-то буржуазным и не свойственным советским женщинам. Немногие помнят и о том, что Линичук была делегатом I Съезда народных депутатов СССР.

Часть народных избранников выбиралась всенародным голосованием, а часть делегировалась не только от единственной в ту пору партии, называвшейся КПСС, но и от различных общественных организаций, от Академии наук и Комитета советских женщин до Всесоюзного общества филателистов.

Квоту в размере трех мандатов получило и ДСО «Динамо», цвета которого защищала офицер Линичук. Олимпийскую чемпионку включили в список депутатов.

И все же она стала тренером, причем востребованным не только в России, но и в мире. На одном из чемпионатов Европы на выступлении двух сильнейших разминок в танцах в зоне слез и поцелуев Линичук и Карпоносов, работавшие в дуэте, появлялись шесть раз, меняя куртки различных сборных.

Читайте также  Судьба особенного сына Лянки Грыу. Лечение и развод родителей актрисы

На остальных коллег по тренерскому цеху пришлось всего четыре дуэта. Через группу олимпийских чемпионов 1980 года прошли Оксана Грищук/Евгений Платов, Анжелика Крылова/Олег Овсянников, Ирина Лобачева/Илья Авербух,

Татьяна Навка/Роман Костомаров, Албена Денкова/Максим Ставиский, Елена Грушина/Руслан Гончаров, Ирина Романова/Игорь Ярошенко, Оксана Домнина/Максим Шабалин, Федерика Файелла/Массимо Скали.

Это только те дуэты, которые поднимались на пьедестал почета на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. Впрочем, любой дуэт, тренировавшийся у Линичук и Карпоносова, можно было определить, не заглядывая в справочники ISU. Они выделялись пониманием того, что воплощают на льду.

На протяжении десятилетия с лишним тренерский дуэт Линичук/Карпоносов диктовал моду в танцах на льду. Эти тренеры могли пойти на смелый эксперимент, как это было с рок-н-роллом для Грищук и Платова,

который принес им «золото» в Лиллехаммере, с танцем в стиле модерн, навеянным хореографией Иржи Киллиана, который стал звездным часом и одновременно прощальной гастролью Крыловой и Овсянникова.

Даже технологию тренировочного процесса у российских тренеров позаимствовали те, кто стал диктовать моду после них. Сначала Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, затем Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон с многочисленными ассистентами в монреальской школе.

В лихие 90-е, когда большинство российских тренеров уехали работать за рубеж, Линичук и Карпоносов едва ли не последними покинули Москву. В университете Дэлавер им предложили условия, которые позволяли готовить лучшие российские дуэты для больших побед.

После триумфа Грищук и Платова на Олимпиаде-1994 их тренеры приобрели репутацию наставников чемпионов. Только вскоре мир фигурного катания начал смаковать отношения между Линичук

(она была главной в тренерском семейном дуэте) и Татьяной Тарасовой, к которой в преддверии следующей Олимпиады ушли действующие олимпийские чемпионы.

Читайте также  «Имеешь ли ты право носить фамилию Шукшина?». Лидия Федосеева, умоляет внучку сохранить память об известном режиссёре

Взаимоотношения между тренерами строились на принципе «мира не заключать, войны не вести». Как уверял в интервью, записанном в Турине во время Олимпиады, Платов, на них с Грищук это не отражалось.

Решение уйти созрело у самих фигуристов. Даже блестящий «Арабский танец», с которым были выиграны чемпионаты мира и Европы в 1997-м, они ставили сами.

«К тому моменту, когда мы решились на перемены, на чемпионский уровень вышли Крылова и Овсянников, — уверял Платов. — С Анжеликой и Олегом мы дружили, даже жили в одном доме, но при равенстве сил кому-то нужно было уходить.

Думаю, что Линичук надоели скандалы, которые устраивала Оксана на тренировках, и она решила сделать ставку на Анжелику и Олега. К тому же поднять на олимпийскую вершину два разных дуэта для тренера — это круто».

После того, как Грищук с Платовым стали двукратными олимпийскими чемпионами, тренируясь у Тарасовой, ее отношения с Линичук стали напоминать настоящую холодную войну. Тренеры не здоровались друг с другом, пересекаясь на соревнованиях.

Когда Тарасова поставила для итальянского дуэта Барбара Фузар-Поли/Маурицио Моргальо танец на хит Глории Гейнор, ту же музыку Линичук взяла для своих подопечных из Швейцарии, брата и сестры Хугентоблер. И этот танец подчеркивал все минусы постановки для итальянского дуэта.

В группе Линичук и Карпоносова творческая часть была в основном прерогативой Натальи Владимировны, а Геннадий Михайлович отвечал за обязательную программу, которая долгое время входила в танцевальное троеборье, и общефизическую подготовку.

Среди тренеров по танцам Карпоносов считался асом ОФП. Во время ЧМ-2003 в Вашингтоне он неожиданно разоткровенничался и поведал, как нащупал собственную оригинальную методику, знакомясь с работой танцоров ансамбля Игоря Моисеева и изучая опыт хоккейных тренеров.

Читайте также  7 вещей, которые дети наследуют только от своих пап

Занятия по ОФП «по Карпоносову» начинались где-то за час до начала первой ледовой тренировки. Гонял он подопечных так, что те называли занятия Освенцимом, а тренера — Гестаповичем.

Зато на всех турнирах танцоры из группы Линичук и Карпоносова выдерживали ритм танца от первой до последней секунды.

К ним стремились перейти фигуристы, которые мечтали о высших наградах, их считали тренерами чемпионов функционеры. Чуть ли не волевым решением ФФККР в группу олимпийских чемпионов Лейк-Плэсида были командированы Домнина и Шабалин.

Для победы в Ванкувере было сделано все, но колено Максима не выдерживало уже чемпионских нагрузок. Да и моду в танцах уже диктовали Зуева и Шпильбанд.

Российский дуэт выиграл обязательный танец, помучился с австралийскими аборигенами, которые протестовали против выбранной Линичук музыки (ее пришлось поменять) — и довольствовался «бронзой».

Какое-то время Линичук и Карпоносов пытались оставаться в тренде, но с каждым сезоном сокращалось количество звездных учеников и завоеванных ими титулов.

В 2014-м вернулся в Россию Карпоносов. Он стал курировать танцы на льду в ФФККР. С Линичук они развелись после тридцати с лишним лет брака.

Развод сопровождался скандальным дележом имущества. Московский суд вынес решение в пользу бывшего супруга. Сам он с грустью говорил о том, что Наташа не захотела с ним больше жить.

И вот спустя много лет она тоже вернулась в Россию. Как утверждает экс-президент ФФККР Валентин Писеев, во времена которого Линичук и Карпоносов определяли моду в танцах на льду, для того чтобы работать.

Вот только сегодня моду диктуют другие. Да и сложно рассчитывать на то, что уникальный тандем Линичук и Карпоносов воссоединится для совместной работы.

Источник