«Скелеты в шкафу» советских фильмов: Романы, интриги, ссоры и происшествия, которые скрывали от зрителей

Несмотря на то, что советские фильмы заслуженно считаются самыми душевными и теплыми, на съемочных площадках происходило многое, начиная от ссор и бурных примирений и заканчивая несчастными случаями и разводами.

Учитывая творческую натуру актеров, их импульсивность и эмоциональность это не было редкостью. Несмотря на размолвки и недопонимания, зритель, благодаря талантливой игре актеров и не догадывался, что на самом деле творилось между ними.

«Кавказская пленница»

Казалось бы, любимая комедия, которая пришлась по душе зрителям нескольких поколений, точно снималась в атмосфере дружелюбия и взаимопомощи. Как бы не так.

После этого фильма Леонид Гайдай и Евгений Моргунов, игравший «Бывалого» больше не работали вместе. Многие коллеги были в курсе конфликта между ними, после того как на технический просмотр картины Моргунов пришел пьяный, в компании девиц и с последнего ряда опускал шуточки в адрес режиссера.

Актера из зала вывели, а обиженный режиссер не нашел ничего лучше, чем вырезать все сцены с Бывалым, которые можно было убрать без ущерба фильму.

Впрочем, это было последней каплей в долгоиграющем конфликте. Сначала от съемок отказывался Юрий Никулин, он не хотел снова играть Балбеса и называл это спекуляцией на их тройке.

Но Гайдай, с которыми они были в дружеских отношениях, сумел его уговорить, пообещав, что внесет в сценарий изменения и разнообразит их образы.

Отношения между троицей тоже были накаленными, Моргунов и здесь успел испортить отношения с коллегами, отказывался сниматься.

Поговаривали, что причиной бесконечной череды конфликтов, источником которых был Моргунов, был не только его сложный характер, но и разная оплата актерам за роли одного плана. Бывалый получал почти в два раз меньше.

После того как Моргунова удалили с техпросмотра картины, он больше не снимался в картине, в сценах, которые еще не успели отснять, его играет дублер. Например, холодильник заносит уже другой человек.

«Бриллиантовая рука»

Тарбарский язык, на котором разговаривают контрабандисты, в сценарии прописан не был, актеры его придумывали сходу. Учитывая, что Гайдай любил отсылки и ничего не делал просто так, даже в этом бессмысленном, казалось бы, наборе слов, можно найти логическую цепочку.

Так, Гайдай предложил ругательство «мордюк». Когда Никулин спросил, мол, почему мордюк то, режиссер отшутился, якобы накануне поругался с Мордюковой и решил таким образом сделать ей «приятное».

Эдакий увековеченный подкол. Учитывая, что характер у Нонны Мордюковой был не сахар, вполне вероятно, что так и было, но ни режиссер, ни актриса решили не распространяться о конфликте и его причинах, к тому же он был явно не так серьезен.

Читайте также  Александр Жулин: «Брал деньги с Костомарова, если он приходил с перегаром на тренировку»

Миронов, ярко и непосредственно сыгравший Козодоева в этом фильме, так больше и не сыграл у Гайдая, хотя режиссер часто снимал талантливых, но одних и тех же актеров от фильма к фильму.

Еще одним претендентом на эту роль был сам Георгий Вицин. Гайдай планировал снять Миронова в роли Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но только в том случае, если Ивана Грозного сыграет Никулин. Но с Яковлевым их тандем в глазах Гайдая не сложился.

«Испытание верности»

В 1953 году вышел приказ, больше негласный, запрещающий режиссерам снимать в главных ролях своих вторых половинок, видимо это стало слишком массовым явлением.

Однако это не помешало год спустя Ивану Пырьеву в очередной раз снять в главной роли Марину Ладынину –свою супругу и мать своего сына.

Фильм «Испытание верности» просмотрели почти 32 млн человек, он имел бешеную популярность, но стал последним в карьеры молодой и талантливой актрисы.

Все потому что ее именитый супруг как сделал ее знаменитой, полюбив, так и уничтожил ее карьеру, как только чувства угасли. Тогда это было нормальным для него, по слухам он загубил карьеру многих молодых актрис, которые ему отказали.

Иронично, что начало конца отношений режиссера и актрисы пришлось именно на момент съемок фильма о семейных ценностях. Некогда она увела его у законной супруги и родила ребенка женатому мужчине, спустя годы сама оказалась в столь же незавидном положении.

Сначала супруг просто отдалился, затем стал груб и холоден и вот ей уже доносили слухи о его неверности, о его приставаниях к начинающим актрисам, которым, после отказа, он на корню зарубил карьеру.

Но Марина не верила сплетням и жила своей обычной жизнью, правда ссор и скандалов избежать не удавалось.

Так, узнав про очередную интригу мужа, актриса, по совету подруги, стала писать письма в партийные органы, но одумалась и выбросила черновик.

Но шустрая домработница донесла письмо самому Пырьеву, якобы именно за это он загубил ее дальнейшую карьеру. А может быть все гораздо прозаичнее и никто кроме супруга не мог разглядеть в актрисе талант, подходящий для главных ролей.

«Любовь и голуби»

Для всего актерского состава фильм стал звездным, а вот для Александра Михайлова, игравшего Васю, чуть не стал последним и вовсе не потому что он собирался уходить из кинематографа.

Советское ноу-хау, спецэффект, когда Василий прямо одетый в костюм, рубашку и галстук, падает в море, а затем выныривает уже раздетым рядом с Раисой Захаровной, снять было довольно сложно. Особенно с технической стороны. К съемкам привлекли даже водолазов.

Читайте также  Задача для нейросетей: как могли бы выглядеть советские актеры, если бы они были женщинами

Снять с первого дубля достаточно сложную сцену не получилось, водолазы должны были за 30 секунд раздеть Михайлова и выпустить его счастливого к Раисе Захаровне.

И вот во время очередного дубля очень старавшиеся водолазы дернули галстук, не развязав его, и едва не задушили актера.

Впрочем, сами актеры уверяют, что история приукрашена и ничего страшного не произошло, просто все немного торопились и самым страшным было вовсе не это.

Вот то, что съемки были в ноябре и за окном было уже по-осеннему прохладно, даже в Батуми, а вода была не выше 14 градусов, вот это, по-настоящему страшно.

Кстати, немногие знают, что между актрисами, сыгравшими Надежду и бабу Шуру всего 10 лет разницы. Причем это Надежда старше. Вот что делает грим и талантливая игра актеров.

Баба Шура и дядь Митя супруги в реальной жизни – Наталья Тенякова и Сергей Юрский интеллигентная чета из Санкт-Петербурга, что, впрочем, никак не помешало им сыграть колоритнейшную деревенскую пару.

«Чародеи»

Роль Алены, сотрудницы института, которую потом заколдовывают в ведьму, была одной из ключевых, на нее нужно было подобрать не просто чертовски красивую актрису – с этим проблем не было.

Режиссер хотел видеть в ней демоническое начало, характер, который заставил бы изнывать всех вокруг.

Что, собственно говоря, и случилось. На роль пробовалась Елена Цыплакова, Проклова, Алферова – во всех них режиссер увидел красоту и лиризм, а вот ведьминского начала не хватало. К тому же Алферова и Абдулов на тот момент были в браке, а это бы убрало остроту в их отношениях на экране.

Александра Яковлева взяла дело в свои руки сразу с проб, показав, если и не ведьминский характер, но чертовщинку точно. Ее харизма, энергия и красота не оставили равнодушным режиссера и на роль была утверждена она.

Кто же знал, что демоническое начало девушки не даст покоя всей съемочной группе. С Абдуловым они сыгрались, а вот с Валентином Гафтом они невзлюбили друг друга с самого начала.

Яковлева доводила своими придирками всю съемочную бригаду. Тщательно осматривала костюмы и заставляла переделывать, доставалось осветителям, если те «не так» выставляли свет и актриса была недостаточно хороша на экране.

По этой же причине доставалось гримерше. Гримм ей наносили по три часа, так, что сотрудницы просто рыдали от ее требований прокрасить ей каждую ресничку отдельно.

Дело дошло до того, что вся съемочная группа объявила ей бойкот. Причем сделали это, когда она наконец-то появилась в кадре, накрасившись и одевшись и посвятив этому всю первую половину дня.

Читайте также  Нечто интересное об актрисе Елене Степаненко. Узнали то, что не должны были узнать

Яковлевой хватало мудрости не портить отношения с режиссером и операторами – ведь именно от них зависело насколько хороша она будет в кадре.

А вот с Гафтом они не скрывали неприязни, он терпеть не мог, когда партнерша не знала текст наизусть, однажды, когда она в очередной раз перепутала текст, он вышел из себя и стал ее душить.

Впрочем, это органично легло в дубль, так, что даже режиссер решил использовать этот момент в фильме. Но Гафт не согласился на использование этого кадра и ему пошли навстречу.

С того момента актеры стали сниматься раздельно, а их общие сцены смонтированы. Да, это было проблемно и долго, но проще, если учитывать, что любая их встреча заканчивалась склокой.

Такое решение вызывало вопросы, но все сомнения отпали, когда Графт гениально признался в любви к стулу, на котором должна была сидеть Алена, но ее то доснимали потом!

«Белое солнце пустыни»

Красноармейца Сухова в фильме должен был сыграть Георгий Юматов, более того, роль писалась для него, потому не было даже проб.

Да, о его проблемах с алкоголем тогда уже было известно, была договоренность, что если он сорвется и запьет, то со съемок будет снят.

Не прошло и недели, как Юматов, после тяжелого съемочного дня выпил и подрался. Точнее, его избили, причем так сильно, что о дальнейшей работе в ближайшие недели не могло быть и речи. Даже под гримом.

Режиссер, вспомнив про изначальную договоренность, актера с роли убрал, ему срочно стали искать замену и нашли. Именно эта роль прославила Анатолия Кузнецова, хотя досталась ему, по большому счету, случайно.

Этот случай послужил уроком для Юматова, после этого потребовался целый год, чтобы он пришел в чувство. Позже, он замечательно сыграл в фильме «Офицеры» и вернул свою репутацию, хотя его излишне близкие отношения с алкоголем так и сохранялись.

В 1994 году он застрелил из ружья дворника за дурацкий анекдот, который ставил под сомнение результаты Второй Мировой войны. Юматов, прошедший войну, раненный, контуженный, не смог этого стерпеть и взялся за ружье. И да, он был нетрезв.

Несмотря на все ссоры и недопонимания на экране, актерам, режиссеру и всему творческому и техническому составу удавалось сделать по-настоящему доброе и трогательное кино и это в условиях жесточайшей цензуры.

Что как ни любовь к искусству и безусловный талант помогали им в этом? Результаты их труда – классика советского кино не устает радовать зрителей многих поколений, а фильмы уже давно растасканы на цитаты, которые знает едва ли не каждый.

Источник