Первая громкая популярность пришла к этой актрисе еще в 23 года, когда на экраны вышел фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман». Елена Панова и ее коллеги, Ольга Будина и Рената Литвинова, превратились в настоящих звезд экрана.
После этого кинокарьера юной актрисы пошла на взлет, спустя 4 года она закрепила успех, снявшись в фильме «Бой с тенью», а еще через 3 года снялась в его продолжении.
Эта роль стала знаковой не только в ее фильмографии, но и в личной жизни, ведь благодаря съемкам Панова встретила свою судьбу.
Елена выросла в Архангельске в творческой семье: ее отец был художественным руководителем местного Молодежного театра, мать преподавала в музыкальной школе, старшая сестра стала театральной актрисой.
Сама же Елена мечтала о карьере балерины и занималась в хореографической студии. К счастью, она вовремя поняла, что достичь больших успехов в балете не сможет, и решила поступать в театральный вуз.
Экзамены в Школу-студию МХАТ она сдала со второй попытки и попала на курс к самому Олегу Ефремову.
Еще на третьем курсе Панова начала сниматься в кино, а в год выпуска из Школы-студии получила предложение от швейцарского режиссера. Комедию «Березина, или Последние дни Швейцарии» критики оценили невысоко, а зрители вряд ли запомнили, но эта работа открыла перед юной актрисой большие перспективы.
На съемках она познакомилась с дочерью легендарного комика Джеральдиной Чаплин, и та обещала найти для нее преподавателя английского языка, чтобы избавиться от акцента и продолжить актерскую карьеру в Европе.
Но Панова еще не была уверена в собственных силах и сомневалась в том, что за рубежом сможет добиться успеха, а потому вернулась в Россию.
«Благословение» Мордюковой и триумф «Таежного романа»
В том же 1999 г. Елена Панова снялась в фильме Дениса Евстигнеева «Мама», и хотя ее роль была эпизодической, именно ее актриса считала своим полноценным дебютом в российском кино.
На съемочной площадке ей посчастливилось работать с Нонной Мордюковой – Панова сыграла ее героиню в молодости, и на сходство типажей актрис тогда обратили внимание не только режиссер и партнеры по фильму, но и сама Мордюкова, которая и выбрала Панову для этой роли.
Когда она впервые увидела ее фото, заявила: «А вот это я молодая!» При этом их внешнее сходство не было столь очевидным, но это было не так важно, ведь молодая актриса, по словам Мордюковой, скопировала ее «кровеносную систему».
Впоследствии Пановой, так же, как и ее знаменитой коллеге, тоже часто предлагали в кино образы «героинь из народа».
Через год на молодую актрису обрушилась невероятная популярность – фильм Александра Митты «Граница. Таежный роман» стал культовым, а три актрисы, сыгравшие главные женские роли, – Елена Панова, Ольга Будина и Рената Литвинова – в один миг превратились в настоящих кинозвезд.
Больше всего этот успех удивил саму Панову – она все еще сомневалась в своих актерских способностях и ждала премьеру «с ощущением огромной своей неудачи».
Ее опасения оказались напрасными – ее усилия были оценены по заслугам, и актриса стала лауреатом Государственной премии РФ.
Никто не мог поверить в то, что сильнейшую драматическую роль Панова исполнила всего в 23 года – ее героиня казалась намного более зрелой и мудрой. И после того, как фильм вышел на экраны, на улицах актрису никто не узнавал, ведь она выглядела моложе, чем в кадре.
Судьбоносная роль
В 2004-2007 гг. актрису захлестнула новая волна популярности после ролей в фильмах «Бой с тенью» и «Бой с тенью-2». Первую часть снял режиссер Алексей Сидоров, а над второй работал Антон Мегердичев.
Поначалу Панова восхищалась им как профессионалом и говорила о нем: «Он был из мира телевидения, это оказался его первый художественный фильм.
Случались жаркие споры с артистами, а у него был такой ироничный взгляд на нас. А на предпоказе мы были поражены качеству режиссерской работы».
В свою очередь режиссер оценил актерские способности Пановой и решил, что будет с ней сотрудничать и в дальнейшем. Их интерес друг к другу поначалу был сугубо профессиональным.
Мегердичев на тот момент был женат, а Панова ушла с головой в работу, на время оставив мысли о поисках второй половины. Актриса признавалась:
«Я думала, что к одиночеству хорошо отношусь, но потом поняла, что это не мое. Был даже такой момент отчаяния. Приятель сказал мне: «Не переживай, ты выйдешь замуж и даже не поймешь, как это произошло». Так и случилось».
Панова продолжала сниматься в фильмах Мегердичева, над «Темным миром» они работали как коллеги, а во время съемок «Метро» в 2011 г. их отношения вышли за рамки профессиональных. Еще до окончания съемок актриса узнала о том, что у них будет ребенок. В 2012 г. родилась Марианна, а спустя еще 4 года – Лидия.
Актриса признавалась, что только встретив этого режиссера, узнала, что такое настоящая любовь. Все свои предыдущие отношения она называла лишь подготовкой к этой встрече. Она всегда метала о крепкой семье, но долгое время не могла встретить своего мужчину.
После рождения дочерей она продолжала много сниматься, но ее мировоззрение кардинально изменилось. «Когда-то, давая интервью, я говорила, что для меня главное – карьера. Сейчас понимаю, что это не так. Любая женщина, какой бы сильной она ни была, мечтает встретить своего мужчину».
Сегодня актриса, на днях отметившая свое 44-летие, чувствует себя абсолютно счастливой, и это счастье никак не зависит от количества сыгранных ролей и популярности. Ведь она наконец обрела то, что перевернуло ее взгляды на жизнь и подарило новый смысл существования.
Эта киноработа изменила судьбы многих актеров: Что осталось за кадром фильма «Граница. Таежный роман». Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?