Странное зрелище: Не помогали даже особые ракурсы. Любови Орловой нужно было остановиться на «Весне»

Она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре… Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы…

Так, не стесняясь в выражениях, описал в своей книге последнюю роль Любови Орловой биограф Дмитрий Щеглов.

Орлову часто сравнивали с Марлен Дитрих. И у них действительно была одна общая черта — обе актрисы страшно боялась стареть. Они находились в состоянии войны со временем. Диеты и санатории, омолаживающие процедуры и пластические операции.

Правда, в 70 лет Дитрих уже не снималась в кино, но активно выступала как певица. А вот Орлова, к сожалению, не смогла остановиться вовремя и стала посмешищем, когда в 70 с лишним лет сыграла молодую невесту.

Но на пике популярности актрисе не было равных в советском кино. У нее было тысячи подражательниц по всему Союзу. Психиатры даже придумали специальный термин «синдром Орловой» — настолько сильно было желание советских женщин выглядеть, как Любовь Петровна.

Что уж говорить о мужчинах. Они сходили по ней с ума. Причем, актриса до поры до времени весьма избирательно привечала кавалеров — только богатые и перспективные.

Но это до тех пор, пока она не вышла замуж за главного режиссера своей жизни Григория Александрова, для которого стала единственной музой. Он снимал Орлову во всех своих фильмах.

А Орлова в ответ трепетно поддерживала идеальный быт, отваживала гостей (очень не любила посторонних в доме) и всегда превосходно выглядела.

С тех пор, как в ее жизни появился Александров, актриса приобрела идеальную репутацию — о ней не ходило ни одной неприличной сплетни. Потому что других мужчин больше в ее жизни не было.

За «Веселыми ребятами» вышли «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». И всюду Орлова блистала. Она была идеальным воплощением советской кинодивы.

Читайте также  Катя Лель назвала инопланетян создателями жизни на Земле

Но мало кто из советских зрителей догадывался, что Орлову Александров лепил по образу и подобию другой мировой звезды — Марлен Дитрих. Режиссер неоднократно видел ее, когда ездил за границу. Марлен казалась ему воплощением идеальной актрисы, как внешне, так и стилем игры.

Правы те, кто видит много общего между Любовь Орловой и Марлен Дитрих. Особенно это заметно в фильме «Цирк». Александров практически скопировал сцену с Дитрих и перенес ее в «Цирк».

Инициалы Марлен Дитрих МД идентичны инициалам американки Марион Диксон – героини кинофильма «Цирк».

Именно западными образцами всегда восхищался Александров, на них он ориентировался, среди западных деятелей искусства имел множество друзей…

И Орлова, одетая по заграничной моде, с кукольными локонами, выщипанными в ниточку бровями и ослепительной улыбкой этому голливудскому образцу соответствовала прекрасно.

Добавим сюда же ее увлечение пластикой — это была великолепно «сделанная» актриса, с очень продуманным имиджем. Как, впрочем, и Дитрих. И все же Марлен Дитрих вызывала у Любовь Петровны стойкую неприязнь.

Историк кино, критик, сценарист Марк Кушнеров писал, что это была житейская, чисто женская неприязнь Любови Петровны к Марлен Дитрих. Тут не было серьезной творческой ревности.

Им нечего было делить на экране. Тут было именно ревнивое неприятие личности, явления в женском обличии.

М. Кушнеров: «Эта странная на первый взгляд реакция была по-своему правомерной. Любовь Петровна чутко улавливала в Марлен Дитрих особую форму, особую, недоступную ей, пробу женского мироощущения, в чем-то унижающую ее как образцовую советскую женщину.

Органично-дерзкое, но нимало не распущенное свободомыслие, эту непринужденную, невымученную самостийность, смелую и мудрую власть над мужчинами (лучшими из лучших!), гражданскую проницательность и принципиальность, спокойное,

безнервозное одоление времени (что для Орловой с годами становилось все более болезненной проблемой), свободное знание двух европейских языков, кроме родного немецкого (Орлова могла лишь чуть-чуть объясняться по-французски)».

Читайте также  Сколько платят местным жителям за участие в съемках кино

Я часто сталкивалась с мнением, мол, везде у этой Орловой один и тот же оскал до ушей и неестественный задор… А как актриса она ноль. Но Любовь Петровна ведь играла и в театре.

Многие критики, в том числе западные, сходились: на сцене она была совершенно другая, притягательная, сияющая, светлая, очень пластичная. А энергетику театральных подмостков не подделаешь!

А как хороша Орлова в «Весне»! Именно на этом фильме звезде и стоило бы остановиться. Чтобы навсегда запомниться зрителю ослепительной и неподражаемой. Потому что все, что было после — откровенно ужасно.

Собственно, после «Весны» у Любови Петровны было всего несколько фильмов. В «Мусоргском» и «Глинке» она еще невероятно хороша, но они и сняты, когда актриса была еще относительно молода и хороша собой.

А вот следующие две картины стали позором Советского кинематографа. Это «Русский сувенир» и «Скворец и Лира». В обоих фильмах Орлова уже выглядит жалкой.

А все из-за усиливающегося стремления актрисы во что бы то ни стало вернуть ушедшую молодость. Орловой казалось, что у нее это получается. А окружающие лишь потешались.

Элина Быстрицкая, которая также снялась в фильме «Русский сувенир», после отмечала: «Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился».

Сама Орлова о своей роли сказала: «Что ни кадр, то пустота… А у меня перепевы и перепевы самой себя… Словно я тем только и занимаюсь, что пытаюсь повторять когда-то найденные приёмы, но у меня уже ничего не получается».

О том, что она банально не подходит для роли — ни слова. Актриса попросту старалась не замечать того, что становилось очевидно всем: она старела.

Но делать это можно по-разному. Можно — с достоинством и красиво. Признавая свой возраст. Ведь для своих 60 с хвостиком Орлова выглядела прекрасно. Всем бы такими быть в 60!

Читайте также  «Перешел черту». Ирина Винер ждала Усманова шесть лет, а после получила развод

Но Любови Петровне хотелось быть молодой. Она начала избегать зеркал, как одержимая умащивала себя кремами. Но наибольшего апогея противоречие между желаемым и реальным достигло во время съемок фильма «Скворец и Лира».

Дмитрий Щеглов, позже написавший биографическую книгу об Орловой , так рассказывает о создании киноленты: «Был эпизод в сцене с Петром Вельяминовым, где она стоит в подвенечном платье, в фате. Это было странное и страшное зрелище. У нее заметно тряслась голова в кадре…

Не помогал ни тщательно выверенный свет, ни особые ракурсы. Работа сводилась к постановкам «мизансцены ресниц». Настоящая тема картины — отчаянная борьба Орловой со временем».

Еще бы! Актрисе уже было за 70, а она играла 30-летнюю шпионку. К тому же отчаянно капризничала на площадке, вынуждая Александрова спешно менять сценарий под свои хотелки.

Например, Орлова подумала, что будет хорошо смотреться в кадре в вуали и черной шляпке, и Александров сделал ее вдовой. В итоге фильм лег на полку.

Почему — никто толком не знает. То ли цензура не сочла его идеологически правильным, то ли худсовет понял, что фильм не выдерживает никакой критики, то ли вмешались органы…

А одна из версий гласит: не дала картине ходу сама Орлова. Когда она посмотрела ее в студии, то горько расплакалась, поняв, какое жалкое зрелище представляют ее попытки скрыть истину.

Это была последняя роль Орловой в кино. Вскоре актрисы не стало. Когда почившую актрису готовили к прощанию, родственники привезли на «финальную примерку» целую кучу нарядов и тонну косметики. Чтобы в свой последний путь она ушла — как всегда любила — элегантной и ухоженной.

Источник