Пока живы, мы стараемся каждое своё дело освящать молитвами — таким образом мы просим у Господа благословения на то или иное действие.
Но если мы не можем возносить молитву самостоятельно — к примеру, в малом возрасте или в силу какого-то недуга, — за нас молятся наши ближние. Покойные тоже уже не способны молиться сами, однако же обратиться за них к Небесному Отцу можем мы.
Многие из нас проходят свой земной путь, всё время чего-то боясь. Одни страшатся бедной жизни, иные — недугов и горестей, а третьи — окончания этого самого земного пути.
Людям неверующим вообще сложно осознать, что физическая погибель не знаменует собой конец, и что за порогом жизни существует иная форма существования — то есть жизнь в Вечности.
Верующие люди относятся к вопросу окончания земной жизни совершенно иначе — они не просто не отгоняют от себя мысли о погибели, но, напротив, поддерживают их в себе.
Тому же учит нас и святитель Димитрий Ростовский — он советует христианам не бояться окончания земной жизни, но «жить свято»:
С одной стороны, гибель тела — это плод первого людского грехопадения, но с другой — черта между существованием земным и Вечным. И, перейдя через эту черту, мы становимся по-настоящему свободными, избавляясь от тленной физической оболочки.
Никто из нас не избежит погибели, но верующий человек знает о том, что «те, кто скончался во Христе, не уходят бесследно, но почивают». Так в своё время говорил Преподобный Ефрем Сирин, и его слова звучат очень утешительно и ободряюще.
Мы должны помнить о том, что основная цель нашего земного пути — это приготовления к существованию Вечному.
Кроме того, православная традиция учит нас не забывать о своих покойных близких. Мы должны молиться об усопших, поминать их и отпевать после отхода к Господу.
Но если о пользе поминовений и молитв для покойных батюшки говорят довольно часто, то что же почившему может дать отпевание?
С этим вопросом одна верующая женщина решила обратиться к протоиерею Андрею Ефанову: «Здравствуйте, отче! Скажите, почему и зачем мы отпеваем своих покойных родных?
Ведь и без этого об усопших можно возносить Церковные молитвы, и, кроме того, отпевание не играет никакой роли в решении участи почившего. Какой же тогда во всём этом смысл?». Ответ отца Андрея:
«Суть отпеваний заключается не в «разрешении» церковных молитв и не в том, чтобы после отпевания покойный гарантированно попал в рай. Неслучайно в Требниках чин отпевания называется «последованием мертвенным» (то есть «погребальным последованием»).
И в этот важный момент мы должны возносить молитвы об усопшем, прося Бога о том, чтобы Он сопроводил нашего близкого человека и был рядом с ним.
Кроме того, таким образом мы просим Господа о прощении грехов, в которых наш близкий, возможно, не успел раскаяться.
Уход из этого мира не просто так называют «Таинством» — это ведь переход к существованию Вечному, более близкому к Господу.
И подобное Таинство непременно должно сопровождаться особенным молитвенным чином, безусловно, полезным для покойного. Однако не менее важен он и для нас, живущих — ведь такие молитвы всегда приносят утешение скорбящим».
Своими рассуждениями о необходимости отпеваний поделился и протоиерей Алексий Митюшин:
«…Когда мы возносим о ком-то молитвы, мы верим, что Небесный Отец слышит их. Вспомним и о том, чему Спаситель учил наших предков:
И потому мы знаем о том, что в минуты отпеваний, когда возносим соборную молитву, Бог внемлет нашим словам. В то же время нужно помнить, что отпевания — это лишь одно из многих духовных деланий, которые мы должны совершать за наших почивших близких.
Мало только явиться на отпевание и послушать молитвы с грустным лицом, держа в руках цветы, а после этого, как ни в чём не бывало, снова приступить к своим житейским делам.
Необходимо помнить и о самой подготовке к Таинству — для этого, если такая возможность есть, умирающий причащается. После упокоения читается особый канон — «на исход души».
Перед тем, как покойного отпоют, обязательно служат панихиду — это краткое молитвенное поминовение усопшего. Только после этого приступают к отпеванию — самому главному молитвенному чину.
Но не следует думать, что после отпевания нам больше ничего не нужно делать. Напротив, все последующие сорок дней мы должны будем горячо молиться о душе своего близкого и читать Псалтырь дома и во время Литургических служб.
Да, дух, конечно же, может оказаться в Царствии Божьем и без отпеваний. Этот чин — не гарант спасения души.
Некоторые иноки, к примеру, и вовсе не заботились о посмертной участи своего тела — они велели избавляться от их тел самыми различными, притом странными и изощренными способами.
Вспомним и о праведном отроке Артемии Веркольском — он погиб от удара молнии, а его соседи по селу решили, что такая погибель является наказанием Божьим. Никаких похорон устраивать не стали, но только прикрыли покойного хворостом.
А по прошествии двадцати восьми дней эти самые соседи с удивлением обнаружили, что тело отрока осталось нетленным.
Тем не менее, не нужно думать, что отпевания не нужны, ведь это огромная отрада и благо для покойных. В наши дни многие не хотят отпевать усопших, потому что это требует немалых денег — и транспорт нужно оплатить, и на прочее раскошелиться.
Но если бедная бабушка, которая свои последние дни доживала в молитвах и желании поскорее отойти к Богу, не ощутит вреда от отсутствия отпевания, то её родные, решившие сэкономить, возьмут себе на душу большой грех».