Для чего нужно отпевание? Объясняют священники

Пока живы, мы стараемся каждое своё дело освящать молитвами — таким образом мы просим у Господа благословения на то или иное действие.

Но если мы не можем возносить молитву самостоятельно — к примеру, в малом возрасте или в силу какого-то недуга, — за нас молятся наши ближние. Покойные тоже уже не способны молиться сами, однако же обратиться за них к Небесному Отцу можем мы.

Многие из нас проходят свой земной путь, всё время чего-то боясь. Одни страшатся бедной жизни, иные — недугов и горестей, а третьи — окончания этого самого земного пути.

Людям неверующим вообще сложно осознать, что физическая погибель не знаменует собой конец, и что за порогом жизни существует иная форма существования — то есть жизнь в Вечности.

Верующие люди относятся к вопросу окончания земной жизни совершенно иначе — они не просто не отгоняют от себя мысли о погибели, но, напротив, поддерживают их в себе.

Тому же учит нас и святитель Димитрий Ростовский — он советует христианам не бояться окончания земной жизни, но «жить свято»:

С одной стороны, гибель тела — это плод первого людского грехопадения, но с другой — черта между существованием земным и Вечным. И, перейдя через эту черту, мы становимся по-настоящему свободными, избавляясь от тленной физической оболочки.

Никто из нас не избежит погибели, но верующий человек знает о том, что «те, кто скончался во Христе, не уходят бесследно, но почивают». Так в своё время говорил Преподобный Ефрем Сирин, и его слова звучат очень утешительно и ободряюще.

Мы должны помнить о том, что основная цель нашего земного пути — это приготовления к существованию Вечному.

Читайте также  Невероятно мощная трава уничтожает грипп, герпес, кандиду и стрептококк и еще 50 заболеваний!

Кроме того, православная традиция учит нас не забывать о своих покойных близких. Мы должны молиться об усопших, поминать их и отпевать после отхода к Господу.

Но если о пользе поминовений и молитв для покойных батюшки говорят довольно часто, то что же почившему может дать отпевание?

С этим вопросом одна верующая женщина решила обратиться к протоиерею Андрею Ефанову: «Здравствуйте, отче! Скажите, почему и зачем мы отпеваем своих покойных родных?

Ведь и без этого об усопших можно возносить Церковные молитвы, и, кроме того, отпевание не играет никакой роли в решении участи почившего. Какой же тогда во всём этом смысл?». Ответ отца Андрея:

«Суть отпеваний заключается не в «разрешении» церковных молитв и не в том, чтобы после отпевания покойный гарантированно попал в рай. Неслучайно в Требниках чин отпевания называется «последованием мертвенным» (то есть «погребальным последованием»).

И в этот важный момент мы должны возносить молитвы об усопшем, прося Бога о том, чтобы Он сопроводил нашего близкого человека и был рядом с ним.

Кроме того, таким образом мы просим Господа о прощении грехов, в которых наш близкий, возможно, не успел раскаяться.

Уход из этого мира не просто так называют «Таинством» — это ведь переход к существованию Вечному, более близкому к Господу.

И подобное Таинство непременно должно сопровождаться особенным молитвенным чином, безусловно, полезным для покойного. Однако не менее важен он и для нас, живущих — ведь такие молитвы всегда приносят утешение скорбящим».

Своими рассуждениями о необходимости отпеваний поделился и протоиерей Алексий Митюшин:

«…Когда мы возносим о ком-то молитвы, мы верим, что Небесный Отец слышит их. Вспомним и о том, чему Спаситель учил наших предков:

Читайте также  Можно ли класть фольгу в микроволновку: чем это грозит

И потому мы знаем о том, что в минуты отпеваний, когда возносим соборную молитву, Бог внемлет нашим словам. В то же время нужно помнить, что отпевания — это лишь одно из многих духовных деланий, которые мы должны совершать за наших почивших близких.

Мало только явиться на отпевание и послушать молитвы с грустным лицом, держа в руках цветы, а после этого, как ни в чём не бывало, снова приступить к своим житейским делам.

Необходимо помнить и о самой подготовке к Таинству — для этого, если такая возможность есть, умирающий причащается. После упокоения читается особый канон — «на исход души».

Перед тем, как покойного отпоют, обязательно служат панихиду — это краткое молитвенное поминовение усопшего. Только после этого приступают к отпеванию — самому главному молитвенному чину.

Но не следует думать, что после отпевания нам больше ничего не нужно делать. Напротив, все последующие сорок дней мы должны будем горячо молиться о душе своего близкого и читать Псалтырь дома и во время Литургических служб.

Да, дух, конечно же, может оказаться в Царствии Божьем и без отпеваний. Этот чин — не гарант спасения души.

Некоторые иноки, к примеру, и вовсе не заботились о посмертной участи своего тела — они велели избавляться от их тел самыми различными, притом странными и изощренными способами.

Вспомним и о праведном отроке Артемии Веркольском — он погиб от удара молнии, а его соседи по селу решили, что такая погибель является наказанием Божьим. Никаких похорон устраивать не стали, но только прикрыли покойного хворостом.

А по прошествии двадцати восьми дней эти самые соседи с удивлением обнаружили, что тело отрока осталось нетленным.

Читайте также  Нетронутый заброшенный дом Миллионера. Неожиданные находки на миллионы!
Святой Артемий Веркольский

Тем не менее, не нужно думать, что отпевания не нужны, ведь это огромная отрада и благо для покойных. В наши дни многие не хотят отпевать усопших, потому что это требует немалых денег — и транспорт нужно оплатить, и на прочее раскошелиться.

Но если бедная бабушка, которая свои последние дни доживала в молитвах и желании поскорее отойти к Богу, не ощутит вреда от отсутствия отпевания, то её родные, решившие сэкономить, возьмут себе на душу большой грех».

Источник