Не был красавцем, но купался во внимании женщин. Человек, завоевавший всесоюзную любовь, Георгий Вицин

Георгий Вицин — очень удивительный человек. Мы все привыкли видеть его на экране в ролях этаких неуверенных в себе, порой даже жалких персонажей. То он нерешительный неудачник, то горький выпивоха, то беспомощный недотепа.

Но на самом деле, в жизни Георгий Михайлович был совсем другим — мудрым, спокойным и гармоничным человеком. Прямо удивляешься, как ему удавалось так убедительно играть своих страстных и суетливых героев.

А ведь детство у него было непростое. Отец рано ушел из жизни, и матери, Марии Матвеевне, пришлось в одиночку поднимать семью.

Она много работала, чтобы прокормить детей. Именно тогда, когда мама устроилась билетером в Дом Союзов, маленький Гоша, увязавшись за ней, часами пропадал за кулисами.

Может, там, в колонном зале, в нем впервые и проснулась эта неудержимая тяга к искусству? Гоша рос озорным, непоседливым мальчишкой. Учителя нередко выгоняли его с уроков — он мог так расхохотаться, что своим смехом «заражал» весь класс.

Повзрослев, Вицин понял, что он просто обожает внимание публики. Стал играть в школьных спектаклях, а потом и вовсе поступил в училище Малого театра. Правда, проучился там недолго, его отчислили за неуспеваемость…

Театральная карьера

На ошибках учатся. Так и Вицин: спустя время подался сразу в три учебных заведения, причем приняли его в каждое. Он же выбрал МХАТ-2, где учился у лучших мастеров своего дела.

С особым благоговением Вицин отзывался о Серафиме Германовне Бирман, женщине строгих убеждений, почитавшей театр за святыню и требовавшей такого же почтения к искусству от своих подопечных.

По окончании обучения Вицин стал служить в Московском художественном театре втором. Но, к сожалению, театр ожидала печальная участь.

Украинский секретарь ЦК Компартии на встрече со Сталиным выразил сожаление, что на его родине не было художественного театра. Сталин быстро принял решение и передал в дар Украине МХАТ-2 вместе с коллективом.

Только вот артисты не пожелали переезжать в Киев, и, когда они отказались, театр был тут же расформирован. А пресса быстренько напомнила о том, что он был когда-то создан чуть ли не врагом народа, «эмигрантом-предателем» Михаилом Чеховым.

Вицин без работы не остался и стал частью труппы мастерской Н. Хмелева, впоследствии трансформировавшейся в легендарный театр имени Ермоловой.

Здесь он с блеском воплотил образ старика-импотента со странными экзотическими замашками в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя».

Говорят, что зрители специально ходили на спектакли, чтобы насладиться игрой Вицина, при этом покупали билеты только при его участии.

Читайте также  Хотела повторить успех отца, а Меньшиков едва не выгнал ее из театра. Елена Папанова

Однако бывали и случаи недовольства; так, один раз в гримёрку ворвался рассерженный генерал с дочерью и пожаловался на неприличные диалоги.

Личная жизнь

Знаете, что удивительно? Георгий Михайлович никогда не был красавцем в классическом понимании этого слова. Но, несмотря на это, он всегда пользовался невероятной популярностью у прекрасного пола.

Поклонницы буквально засыпали его письмами, признавались в любви, делали самые невероятные предложения. А некоторые дамы и вовсе мечтали родить от него ребенка. Однако Вицин был против кратковременных связей.

В молодости Георгию Михайловичу довелось увлечься актрисой Диной Тополевой, которая, кстати, долгое время была в отношениях с Николаем Хмелевым. Получается, Георгий увел возлюбленную у своего наставника, народного артиста СССР.

В театре все были удивлены поведением молодого актера и ждали, что Вицина выкинут с треском. Однако Хмелев мудро отнесся к ситуации, сумев разделить профессиональную и личную жизни. В результате Вицин остался в театре.

С Диной Тополевой Георгий Михайлович прожил почти двадцать счастливых лет. Несмотря на расставание, они всю жизнь поддерживали теплые отношения, сохранив родство душ.

Артист всю жизнь оказывал помощь Тополевой. Был рядом в период ее болезни, постоянно навещал ее, снабжал всем необходимым.

Свою жену Тамару Мичурину, племянницу известного русского биолога Ивана Мичурина, Вицин встретил в Театре имени Ермоловой. Их знакомство произошло во время празднования Пасхи.

Тамара принесла куличи и пасхальные яйца, чтобы похристосоваться. Тут же вошел Вицин, держа пасхальное яичко в руке. Поздравляя друг друга, они поцеловались и больше не расставались до конца жизни. Плодом любви Георгия и Тамары стала их дочь Наталья.

Роли на экране

Знаменитым в кино Вицин стал довольно поздно: в тридцать лет. До этого были только эпизоды. Главные роли пришли к актеру, как он сам признавался, благодаря его не слишком приметной внешности.

Но именно его внешность помогла ему получить роль Гоголя в фильме Г. Козинцева «Белинский». Правда, кадр в окончательную версию не вошел, но был сохранен. Этот фрагмент позже использовался А. Баталовым в картине «Шинель».

После «Белинского» Вицин еще воплощал образ Гоголя, на этот раз в ленте «Композитор Глинка» режиссера Г. Александрова.

Расцвет кинокарьеры Вицина пришелся на 1950 годы. Именно тогда он сыграл свои лучшие роли на экране. Георгий Михайлович был мастером перевоплощения и простым весельчаком. Скорее всего именно за это он и полюбился зрителям.

В молодости он играл стариков, в зрелом возрасте — молодых парней. У него получалось все и всегда, ну почти, с первого раза.

Читайте также  Неожиданные находки в походе за грибами.

В семнадцать лет Вицин великолепно сыграл роль старого Мирона Ипатыча в спектакле «Невольницы», а когда ему уже перевалило за сорок, он был бесподобен, исполняя роль шестнадцатилетнего Юрия Поднебеско в спектакле «Счастье».

Да, Георгий Михайлович не просто играл — он просто пахал до изнеможения. В месяц иногда доходило до двух десятков спектаклей.

В своем первом фильме «Запасный игрок» Семена Тимошенко Вицин сыграл роль очаровательного спортсмена Васи Веснушкина. Режиссер был просто изумлен, что этот «молодой актер» на самом деле уже почти сорокалетний.

Уже позже Вицин успешно отыграл 70-летнего старца в фильме «Максим Перепелица» и 17-летнего юнца в пьесе «В добрый час!».

Когда ему было почти пятьдесят, Вицин с легкостью перевоплотился в 25-летнего Мишу Бальзаминова в «Женитьбе Бальзаминова».

В чем же заключался этот секрет актера, благодаря которому возраст киношного героя для него не был помехой? Он был ярым приверженцем здорового образа жизни, занимался йогой.

В его жизни совсем не было курева и крепких напитков. И при этом он умудрялся мастерски изобразить поддатенького человека на экране!

Знаменитая троица

Поворотным моментом в кинокарьере Вицина стала встреча с Леонидом Гайдаем. Знаменитый режиссер пригласил Георгия Михайловича принять участие в своей первой комедии «Жених с того света».

Этому фильму тогда не суждено было стать успешным из-за цензуры, но режиссеру актер очень понравился, и он продолжил с ним работу. Совместно они создали культовую короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс».

Вы наверняка её помните, именно там появилась самая знаменитая на весь Союз троица: Трус, Балбес и Бывалый. А роли исполнили актеры, которые на протяжении многих лет радовали нас своими шутками: Вицин, Никулин и Моргунов.

«Мосфильм» тогда особо и не рассчитывал на успех короткометражки, и каково же было удивление режиссера, когда фильм покорил советскую публику.

Зрители восторженно восприняли всё. И музыкальное сопровождение, и трюки, исполняемые героями. Новые персонажи моментально стали популярными и попали в фольклор, байки и анекдоты.

Выпущенные после «Самогонщики» лишь укрепили славу телеальманаха. Зрители с нетерпением жаждали увидеть продолжение приключений любимых героев. Несмотря на приобретенную всесоюзную известность, Вицин не получил одобрения со стороны многих своих коллег.

Особенно был разочарован режиссер Козинцев, который всегда высоко оценивал актерский талант Георгия Михайловича и даже собирался предложить ему роль Гамлета. Но какой там Гамлет? В конечном счете режиссер передумал.

А тем временем персонажи Труса, Балбеса и Бывалого не сходили с уст поклонников и заняли прочное место в истории советского кинематографа.

Читайте также  Нечто интересное об актрисе Елене Степаненко. Узнали то, что не должны были узнать

Пять раз эти герои появлялись на экранах телевидения! Но всему хорошему рано или поздно приходит конец. Так, уже при работе над над следующим фильмом Гайдай испытывал сложности в общении с Моргуновым.

Мало кто знает, что Юрий Никулин отказывался от роли в «Кавказской пленнице», считая сценарий рассчитанным лишь на запрос масс.

Леониду Гайдаю удалось убедить актера, и в 1966 году начались съемки. Теперь популярность актеров стала просто бешеной: знаменитая троица не могла выходить спокойно на улицу.

Начали массово производиться майки, постеры, игрушки и календари с изображением троицы. Трус, Балбес и Бывалый даже воплотились в разбойников в мультфильме «Бременские музыканты».

Троица стала восприниматься как единое целое, по отдельности они были непопулярны. Зрители даже придумали прозвище их тройке: ВиНиМор.

Однако Гайдай уже понимал: использование этих образов без повторений уже. К тому же больше никак не получалось сработаться с Моргуновым.

Встреча Вицина, Никулина и Моргунова на экране повторилась, но уже в картине Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка» и «Комедия давно минувших дней» режиссера Юрия Кушнерева.

Последние годы жизни

После небывалого успеха отечественное кино больше не могло предложить Вицину прежних возможностей. С начала 90-х годов Вицин перестал сниматься в кино, иногда только появлялся на юмористических шоу Театра киноактера и даже отказывался ехать на открытие Музея трех актеров.

Георгий Михайлович стал вести очень уединенный образ жизни, редко выходя из дома, кроме как для прогулок по Арбату. Непременно надевал черные очки и шляпу, чтобы не быть узнанным.

Он упорно избегал интервью, утверждая, что это для него такой же стресс, как экзамены, которые он ненавидел еще с детства. Вицин не стремился за деньгами или славой, у него никогда не было машины, дач и загородных домов.

На своем балконе обычной квартиры он создал голубятню. Увлекся сбором гербариев, а также содержал двух попугаев.

В сентябре 2001 года его пригласили выступить в концерте в Театре киноактера, после чего почувствовал себя плохо. Тут же актеру вызвали скорую и доставили в больницу, где поместили в кардиологию.

Вицин ушел из жизни 22 октября 2001 года. Скончался он в окружении близких: жены Тамары и дочери Натальи. На могиле актера его поклонники хотели установить памятник, но дочь заказала скромную плиту.

Так хотел отец. Его надгробие как нельзя лучше отражает, какая жизнь была прожита актером: скромная и непритязательная.

Источник