Более тридцати лет актер кино и театра Анатолий Васильев прожил в браке с актрисой Ией Саввиной. То, что этот брак был гражданский, знал мало кто.
А пара уже настолько у поклонников ассоциировалась как супружеская, что и подумать никто не мог: Анатолий и Ия не расписаны. Поженились они за две недели до ухода Ии. Актриса боролась с раком, а Анатолий знал, что он должен был позаботиться о ее сыне.
Всё началось с Таганки
Анатолий Васильев с теплотой вспоминает свою юность и начало творческого пути. Ему посчастливилось быть частью «Таганки», легендарного театра, в котором царила атмосфера творчества и свободы.
А начиналось все с простого студенческого спектакля. Юрий Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана». Никто не ожидал, но постановка стала оглушительно успешной.
Положительные отзывы о ней оставили все видные театральные деятели, критики и писатели. Музыку к спектаклю написал сам Васильев вместе со своим другом Борисом Хмельницким!
«В нашем театре никто не считал себя небожителем. Все — «свои ребята». Даже Высоцкий», — вспоминает актер. В «Таганку» зрители ходили не «на звезд», а на яркие, необычные спектакли, которые Любимову приходилось буквально пробивать через цензуру.
Анатолий Васильев окончил Щукинское училище, затем обучался на Высших режиссерских курсах. Учился у таких мастеров, как Тарковский, Ордынский, Наумов, Алов.
Васильев всегда вел активный образ жизни. Много путешествовал, ездил по стране. О женитьбе задумывался, но не слишком. Поэтому, когда на его жизненном пути появилась актриса Ия Саввина, он даже не предполагал, что она и есть его судьба.
Ему казалось, что они такие разные люди. Она – вся такая воздушная и возвышенная, как будто бы парящая над землей. Но он ошибался. Ия оказалась его родственной душой, ставшей большой любовью всей его жизни.
От первой встречи до любви
Впервые они встретились в ресторане ВТО, и Анатолий был совсем Ией не впечатлен. Она была уже довольно известной актрисой после выхода картины «Дама с собачкой», но Анатолию Ия показалась такой высокомерной и пафосной.
А чуть позже с Архангельским молодежным театром Анатолий отправился на Соловки. Там он снова встретился снова. И в этой удивительной атмосфере Васильев увидел Ию с другой стороны.
Он понял, что, помимо женственности и утонченности, в ней есть крепкая воля, решительность, готовность к приключениям. Вместе они попали в шторм во время сплава по реке. Собирали грибы, из которых затем варили вкуснейший суп.
Ия читала стихи, и это уже не казалось Васильеву неуместным, как в ресторане. Он постепенно влюблялся в эту удивительную женщину, открывая для себя все новые грани ее личности.
Он долго не мог понять, какая Ия ближе к своему естеству: утонченная или решительная? А потом пришел к выводу, что в ней уживаются абсолютно противоположные качества, и даже придумал теорию «слоеного пирога».
Семья Ии Саввиной
Когда Анатолий только начинал ухаживать за Ией, она сразу его предупредила, что познакомит с сыном, если будет вести себя хорошо. Она одна воспитывала сына Сергея от актера от актера Всеволода Шестакова. Сын имел диагноз синдром Дауна.
Ия с гордостью рассказывала о сыне, о его маленьких радостях, таких как карандаши, сложенные в тубусы. Анатолий поначалу не понимал, почему для Ии это так важно.
Но со временем он научился смотреть на Сергея ее глазами и понял, что для матери любовь к сыну была превыше всего.
Сергей стал частью и его. Уже после ухода Ии Васильев с теплотой вспоминает о его детском «мамочка, мамочка», которое звучало и в 20, и в 40, и в 50 лет. Сергей оказался счастливым исключением из правил, ведь люди с синдромом Дауна обычно живут недолго.
А Ия никогда не считала сына своим крестом и просила Бога забрать их вместе. Он уверен, что Ия не воспринимала свою жизнь как драму, а просто любила сына и заботилась о нем.
Знакомство с ее семьей произошло у нее на даче. После этого уже почти все время Анатолий бывал там. Васильев признается, что отношения с сестрой и отчимом Ии складывались непросто.
Они с недоверием относились к нему, считая, что он хочет воспользоваться славой и имуществом известной актрисы. А Анатолий тем временем просто был рядом с Ией, узнавал ее все лучше и лучше.
У Ии была очень непростая судьба: в сложное послевоенное время отец оставил их семью. Ия об этом не говорила, не делилась своими переживаниями. Но единственного сына назвала Сергеем, как и отца. Это говорит, что она все же любила его и помнила о нем.
Настоящая максималистка, привыкшая брать от жизни сполна. В школе – золотая медаль, в институте – красный диплом. Ия готовилась стать журналисткой, но во время студенческой жизни пристрастилась к театру.
Она сыграла главную роль в спектакле «Такая любовь», там ее и заметил Алексей Баталов. Так, Ие досталась роль Анны Сергеевны в фильме «Дама с собачкой» по Чехову. Эта роль принесла Ие Саввиной всесоюзную славу и признание.
Совместная жизнь
В их небольшой квартире на Большой Грузинской всегда было много гостей: друзья, коллеги, студенты Ииной подруги Аллы Покровской.
Ия была замечательной хозяйкой, успевала и накрыть стол, и пообщаться с гостями, и позаботиться о сыне Сергее. Сергей тоже принимал участие в этих дружеских посиделках, читал стихи Пушкина, играл на синтезаторе.
Среди близких друзей семьи были Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Юрий Богатырев, Андрей Мягков, Ася Вознесенская, Олег Ефремов. С ними они могли часами говорить о театре, кино, живописи, спорить и делиться своими мыслями.
Случались, конечно, и сложные периоды в жизни. Так, Анатолий Васильев вспоминал о том, как он на шесть лет остался без работы из-за конфликта на съемках фильма «Пиковая дама». Но что эти переживания по сравнению с болью потери близких людей?
Он вспоминал, как Ия переживала уход своих друзей, Юрия Богатырева и Владимира Высоцкого. И как она стойко перенесла аборт, когда они потеряли двойню.
Актриса не решалась больше рожать, боялась, что снова родит больного ребенка. А еще и Сергей… Кто же знает, откуда она берется, эта лишняя хромосома синдрома Дауна.
Лучшая во всём
Ия Саввина была лучшей: талантливой актрисой и удивительной женщиной. При этом скромной: никогда не хвалила себя.
На творческих вечерах или после спектаклей она всегда говорила о своих коллегах, о режиссерах, с которыми работала, но никогда не акцентировала внимание на собственных заслугах.
Ия была самоотверженной не только в профессии, но и в быту. Она была прекрасной хозяйкой, ее фирменные котлеты и супы были известны всем друзьям семьи.
Но самым важным для Ии был ее сын Сергей. Безграничная любовь и нежность – всё только ему. Актриса стойко переносила все трудности, которые были связаны с его диагнозом. Ради сына она была готова на всё.
Например, однажды изъездила всю столицу, ища говяжью печень, которую рекомендовал врач добавить в рацион людей. А ведь еще когда Сергей только родился, «добрые» люди советовали написать от него отказную.
Ия никогда не жаловалась на свою судьбу, а Сергей не был для него обузой. Она просто любила его искренней материнской любовью. Отец в жизни Сергея присутствовал. Сева Шестаков принимал активное участие в воспитании сына, помогал Ии.
Любимым пристанищем семьи стал домик в деревне Дорофеево, который они купили, чтобы вывозить Сергея на свежий воздух.
Они с Ией и Сергеем проводили лето в деревне. Ия с удовольствием занималась садом и огородом, а Сергей наслаждался свежим воздухом и общением с соседями, которые его очень любили.
Последние дни
Последние дни актрисы ее муж вспоминает с болью. Когда-то Ия пережила меланому, но вскоре болезнь снова вернулась. Ия отказалась от химиотерапии, не желая продлевать свои страдания.
А Анатолий потом еще долго винил себя за то, что не настоял на лечении. Он думал, что, возможно, Ия могла бы прожить дольше, как ее мама, которая дожила до 101 года.
В последние недели жизни Ия уже не вставала с постели. Тогда-то Васильев и побеспокоился о том, чтобы расписаться. Ия переживала, что умрет, да так и останется Анатолию никем.
Тогда же, впервые за 30 лет совместной жизни призналась ему в любви. Это было как прощание. А 27 августа 2011 года Ии не стало. На проводах все знакомые и даже близкие сочувствовали Васильеву и советовали отдать Сергея в интернат.
Но он был непреклонен: Сергей останется с ним. Мама и сестра Ии предлагали свою помощь, только Васильев отказался. Он пообещал себе, что будет заботиться о Сергее до конца своих дней, как того хотела Ия. Отца Сергея на тот момент уже в живых тоже не было.
Жизнь после
Анатолий долго не говорил Сергею о кончине родителей: не знал, как он воспримет это. Но Сергей, как и многие «солнечные дети», воспринял новость спокойно, сказав, что поставит свечки за маму и папу.
Еще десять лет после ухода Ии Анатолий прожил с Сергеем. Он отмечал его удивительные способности, его талант к рисованию и музыке. Сергей сам научился рисовать, у него уже было три персональные выставки.
Он также играет по нотам и обладает феноменальной памятью, запоминая стихи и песни с первого прочтения. В совершенстве знал английский язык. В то же время, Сергей был беспомощен в бытовых ситуациях и нуждался в постоянном присмотре.
Васильеву пришлось изменить свой график, так как он работал в театре, но нельзя было оставлять Сергея одного. Последние несколько лет Анатолий с Сергеем жили безвылазно в деревне.
Особенный сын Ии Саввиной пережил мать на десять лет. И хотя в роддоме актрисе говорили врачи, что дети с таким диагнозом живут максимум 43 года, Сергей Шестаков совсем немного не дожил до своего 65-летнего юбилея. Все это благодаря тому, что Ия Саввина всю жизнь посвятила сыну.