Она не знала ни слова по-японски или, хотя бы, по-английски, он совершенно не понимал русского языка. Даже фамилию её не мог произнести правильно, потому что в японском нет звука «л», и звал её «Беричико».
Когда рядом не было переводчика, они общались только взглядом, и вся советская делегация говорила, что Ясуси влюбился. Наталья тоже об этом догадывалась, но никаких подтверждений своим догадкам так и не получила.
Ни о романе с иностранцем, ни, тем более, о браке не могло быть и речи!
Сын известного японского писателя, композитор Ясуси Акутагава и советская кинозвезда Наталья Величко были увлечены друг другом, но дальше бесед о творчестве отца, и рассказов о балете, который он пишет, дело не пошло.
Наша делегация вернулась в Москву, от поездки в Японию и приятном знакомстве остались одни воспоминания.
У Натальи была ещё одна возможность уехать сниматься за границу: её приглашали в картину «Доктор Живаго», в которой снимался Омар Шариф.
Но когда радостная Наталья по простоте душевной сразу сообщила об этом коллегам, почти все решили, что это выдумка, а сотрудник КГБ (дело было в Финляндии, а в составе советских делегаций за границей всегда был человек из органов) вообще побледнел и велел тут же отказаться от предложения.
Впрочем, Наталья Яковлевна ни о чём никогда не жалела и была благодарна судьбе за всё, что с ней произошло.
«Вспоминаю детство как один большой праздник»
Яркая внешность Натальи Величко принесла ей несколько хороших ролей в кино, благодаря которым она стала знаменитой.
Но быть актрисой девочка Наташа совсем не планировала. Она родилась в семье музыкантов в столице Киргизии Фрунзе (сейчас Бишкек). Мама была очень одаренной оперной певицей, отец — дирижёром.
Всё детство Наташа провела за кулисами оперного театра. Однажды, сидя во время спектакля в оркестровой яме, она настолько «включилась» в действие спектакля, что незаметно для самой себя вместе с солисткой громко запела арию Чио-Чио-сан, да так, что её хорошо было слышно в зрительном зале.
В Москву семья переехала, когда Наташе было 7 лет. Сильный контраст между солнечным, ярким, полным цветов и спелых фруктов Фрунзе и угрюмой, мрачной, серой, давящей своими огромными домами ноябрьской Москвой произвёл на девочку огромное впечатление.
Даже спустя много лет, будучи уже взрослой актрисой, она признавалась, что с наступлением осени совершенно расклеивалась, поникала, «скисала» и совсем не могла сниматься. Даже пустила из-за этого хорошую роль, которую отдали Аде Роговцевой.
После школы Наталья поступила в дирижёрско-хоровое училище. Часто с подружками хулиганила: сбегала с занятий в кино. Причём, на сеанс попадали «зайцами», притворившись, будто уходят после просмотра, но забыли в зале перчатки.
Прятались в темноте и оставались на следующий показ. Одна из подружек, сестра которой работала в фотолаборатории ВГИКа, предложила ей снять несколько фотографий и отправить их в институт.
Наташей Наташа так и не стала
Можно ли представить себе, что девушка, никогда не мечтавшая о карьере актрисы, случайно отправившая свои фото для поступления, выдержала конкурс 120 человек на место и поступила во ВГИК? Наталье Величко это удалось!
Во время экзаменов она читала монолог Наташи Ростовой, и все знакомые пророчили ей эту роль. Уже было известно, что Бондарчук скоро приступает к съёмкам «Войны и мира» и ищет свою героиню.
Казалось, сама судьба вела её к этой роли: первое же приглашение на «Мосфильм» на кинопробы было приглашением в фильм «Война и мир».
— Привет, я Наташа, а ты… Андрей?
— Да, Андрей. Кончаловский, — ответил юный, тогда ещё полненький и очень похожий в её представлении на Пьера Безухова парень, — получается, мы с тобой в паре? Я пробуюсь на Пьера.
— Да, я хочу сыграть Наташу Ростову. Мне все говорят, что эта роль создана для меня. Ты хорошо подготовился?
— Вроде неплохо. Порепетируем?
Пробы в паре с Кончаловским прошли неплохо. Величко вспоминала потом, что Бондарчук похвалил её и сказал, что в ней есть трепетность, нежность и свежесть, но сниматься всё-таки взял Людмилу Савельеву.
Наталья отнеслась к этой неудаче философски: «Значит, судьба у меня такая, я не в обиде на Сергея Фёдоровича».
«Тишина» и слава
Фильмом, который принёс Наталье Величко всесоюзную известность и сделал её кинозвездой, стала «Тишина» Владимира Басова.
После его успеха перед ней открылись двери в Париж, Италию, Японию, Испанию, Индию, Колумбию, на Кубу. Но кроме половины мира Наталья с удовольствием объехала с творческими встречами и свою страну.
Ехала туда, куда из-за отдалённости и отсутствия комфортных условий отказывались приезжать другие артисты: Тува, Якутия, Бурятия, Пермский край.
«Я изучала свою страну изнутри с любопытством и убедилась, что она красивая, просторная и замечательная! Кто-то называл её тюрьмой народов. Но какая же это прекрасная тюрьма!»
Встречи со зрителями проходили порой в самых невероятных условиях. Например, однажды в Иркутской области Наталья из самодельных уличных афиш узнала, что сегодня у неё творческий вечер в… церкви!
Перед этим администратор попросила её прийти в храм познакомиться со священником. Но что там будет встреча с публикой, она не ожидала. Но пришла. Сначала не знала, о чём говорить.
Потом слова полились сами собой: рассказывала, в каких святых местах бывала, рассказывала, что знала, о православных подвижниках.
Публика собралась, конечно, нетипичная для таких мероприятий: и просто прихожане, и бомжи, и выпивохи. В подарок от священника получила икону и хранила её как реликвию до конца жизни.
Наталья Величко была верующей. В последние годы жизни активно участвовала в деятельности Императорского православного палестинского общества. А в молодости увлекалась ангини-йогой и творчеством Николая Рериха.
Актриса три раза была в гостях в доме Рерихов в Бангалоре, сопровождала Святослава Николаевича во время его приездов в СССР.
Ангини-йога давала Наталье, не отличавшейся крепким здоровьем, энергию, радость и активность. Они были ей очень нужны, потому что быть просто актрисой было уже неинтересно.
«Ну какой из тебя режиссёр?»
Так сказал Величко её учитель, Сергей Герасимов, когда она надумала поступать на режиссёрский факультет.
Спустя несколько лет Наташа поняла, что Герасимов был прав. Характер у неё совершенно не режиссёрский: не пробивной, не жёсткий. Но пока глаза горели энтузиазмом, она хотела снимать своё кино.
Первой картиной стала дипломная работа по рассказам Роберта Шекли. А свой второй фильм, «Ураган приходит неожиданно», Наталья решила поставить по произведению писателя Анатолия Софронова.
Ей понравилась сама пьеса, но у автора была неоднозначная репутация, многие отказывались работать по его материалу из-за опасений остаться потом не у дел. Но уговоры коллег на Величко не подействовали.
Съёмки проходили легко, с одной стороны, и очень трудно, с другой. Предприятия, государственные органы с радостью шли навстречу киношникам, предоставляли всё, что требовалось.
А вот внутри группы всё было иначе. Снимали на юге, и большинство взяли с собой жён, детей в надежде совместить съёмку в кино и отдых у моря.
«Все хотели вкусно есть, ничего не делать, купаться и получать за это деньги», — такое воспоминание оставила Наталья Яковлевна.
И вот тут мог бы пригодиться железный характер и стальная воля, но у Величко их не было, поэтому больше она не сняла ни одного фильма.
Не умела она выбивать себе ни жильё, ни роли, ни звания. Жила в скромной двухкомнатной «хрущёвке», куда возвращалась после зарубежных фестивалей и съёмок.
«Мне казалось, что они просто пользуются мной»
Личная жизнь актрисы складывалась непросто. После успеха «Тишины» на 22-летнюю Наташу обрушилась такая слава, что ей буквально не давали прохода. Газеты и журналы пестрели её фотографиями, а поклонники просто осаждали.
Казалось, им нужно только одно: быть причастными к славе, завладеть кумиром, хорошо устроиться в жизни, получить прописку в столице. Наталья не доверяла ни одному слову признаний. И в искреннюю любовь по отношению к себе не верила.
И всё-таки один из поклонников сумел обратить на себя её внимание. Сценарист и поэт Леонид Череватенко был хорош собой, образован, умён и утверждал, что никогда не хотел и не собирается жить в Москве, тем и покорил.
Но брак оказался странным: жили порознь, детей он не хотел (мать внушила ему, что жена обязательно разведётся с ним и потребует алименты), успехам супруги не радовался, даже наоборот, ревновал её к известности. И через несколько лет уведомил Наталью о разводе… по почте.
Вторым мужем, с которым Величко прожила в браке почти сорок лет, стал учёный-историк Николай Лисовой. Он был настолько скромным человеком, что никак не решался произнести самые главные слова, хотя и без них всё было понятно.
Тогда 46-летняя Наталья сама предложила создать семью (она потом смеялась, говорила, что сама сделала мужу предложение руки и сердца). Она очень гордилась мужем, который был автором книг, передач, фильмов, и сам вёл программу на православном канале.
«Ни о чём не жалею, ни на что не жалуюсь»
Наталья Яковлевна рассказывала, как несколько раз была буквально в двух шагах от гибели. В Колумбии купалась в месте, которое кишело акулами, а она об этом не знала. Вылечилась от рака желудка, который был вызван приёмом неподходящих средств.
Но при этом всегда жаловалась на слабое здоровье и отсутствие сил, когда наступала пасмурная осень. «Меня много раз приглашали играть в театр, но я отказывалась. Слишком большая физическая нагрузка.
Разница между работой «на камеру» и «на зрительный зал» просто огромная! Надо выкладываться по полной все два часа. Мне просто не хватало на это сил».
Сил Наталье Яковлевне хватило на 81 год жизни. Она пережила своего второго мужа на три года и скончалась в своей квартире в мае 2022 года.