За «спасательство» юной белокурой красотки взялись после того, как сам министр кинематографии Филипп Ермаш лично позвонил отцу Наташи. И сказал, что девочка хорошая и вообще надежда киноиндустрии, но надо ее спасать:
«Наталья пьет, гуляет, режиссер Кончаловский по три дня ее найти не может, съемки «Сибириады» срываются» – сказал тогда Ермаш. И предложил отцу дать команду, только кивнуть – и 23-летнюю Андрейченко отправят на принудительное лечение.
Лечить ее хотели по современным на тот момент (1980 год, на минуточку) методам – в те годы наркология как часть психиатрии лишь осваивала методы кодирования и способы психологического воздействия на пациента.
Ермаш не перегибал палку: Андрейченко была нужна помощь. Она была просто «оторви и выбрось», девчонка-зажигалка без тормозов.
Когда родители пытались ее запирать дома, она с сумкой сбегала с третьего этажа из окна. Она могла не приехать на работу, пропустить съемки, уехать из ресторана с женатым мужчиной.
Просто жила так, как считала нужным. Но проблемы со спиртным стали ее ахиллесовой пятой. Зависимость развивалась злокачественно: уже к 23-м годам надо было что-то с этим делать.
Кончаловский на съемках «Сибириады» был вынужден нанять дублершу для Натальи, и снимать ее в пол-оборота или со спины, ибо затягивать съемки из-за очередного похмелья молодой артистки было нереально.
Для составления полной картины того, какой была Андрейченко на момент съемок «Сибириады», приведем отрывок из воспоминаний Андрона Кончаловского: «Высокая, статная, круглая, вся, как яблоко, крепкая – укусить невозможно.
Она мне понравилась, я начал нести какую-то ахинею… Она стояла, готовила яичницу; я смотрел на ее икры, плотные, сбитые – вся казалась сделанной из одного куска. Сразу понял: она настоящая и, наверное, может сыграть Настю.
Наташа Андрейченко – от природы актриса. В ней русская широта, ощущение себя в пространстве, стать, мощь… Правда, потом наши отношения быстро завершились.
У меня начался роман с Лив Ульман. Я вернулся из Норвегии. Пришла Наташа. Я сказал ей: «Очень сожалею, но…» Роль свою она сыграла прекрасно. Правда, по ходу съемок было несколько шумных историй».
Как известно, зависимости – это то еще болото, увязнув в котором, человек почти не способен выбраться. По статистике наркологии, всего 3-5% зависимых пациентов удается выйти в ремиссию. Но у Натальи Андрейченко получилось это сделать.
«В этот момент моя актерская ставка уже составляла 56 рублей за съемочный день, и иногда шли по два фильма в параллель, да еще и концерты по стране — по пять концертов в день просто за нереальные деньги.
В то время 300 рублей заработать за день — это очень серьезно. А я зарабатывала все больше и больше — и у меня не было ни копейки.
Помню, зима, Новый год, я стою и ловлю машину. На мне роскошные сапоги, дорогущие, французские. И на большом пальце — дырка. Денег починить нет, очень холодно и очень-очень стыдно.
И вот в феврале я не выдержала. Пришла к папе и сказала: «Мне все это надоело, помоги!» И папа тут же устроил мне встречу с врачом.
А они в то время только закупили эти ампулы американские — нет, не ампулы, как-то по-другому это называлось, не помню» (с) из интервью Н.Андрейченко «Каравану истории».
Конечно, это были те самые ампулы для так называемого кодирования от зависимости. В начале 80-х этот метод был новым и дорогостоящим, можно даже сказать – экспериментальным.
Реакция на содержимое ампулы была нормальной, но вот потом актрисе дали попробовать «провокацию», то есть любую жидкость, содержащую этанол.
И тогда Андрейченко пережила кратковременную клиническую смерть. Ей очень не хотелось, по ее словам, возвращаться назад в свое тело. Вот как сама актриса опишет это состояние спустя десятилетия:
«Я упала в свое физическое тело, простите, как в «мешок с де**мом». И помню первую мысль после падения: «Вот я и в тюрьме».
Потом мне объяснили: «Ты поняла, что с тобой будет, ежели ты выпьешь?» — «О да, я поняла!» Хотя я уже знала, что все равно пить больше никогда не буду» (с)
Удивительно, но после той манипуляции девушку словно бы подменили. Закончились ее гулянки, а чуть позже пришли зрелые взгляды на жизнь: захотелось построить семью, жить достойно и уважаемо, а не проматывать ночи, позже даже не помня, где и с кем проводила время.
Через 8 месяцев после той медицинской манипуляции актриса вышла замуж. Она была в положении. Супруг – Максим Дунаевский – был не совсем лучший выбор, потому что почти сразу начал изменять молодой жене, особо даже не скрываясь. Но это уже совсем другая история…
На самом деле, Наталья Андрейченко – замечательный пример того, как безрассудная молодая женщина вовремя сумела наступить на горло своим страстям. Сколько талантливых артисток погубило раньше времени пристрастие к алкоголю!
К Андрейченко часто пытались лепить ярлык «глупенькой, недалекой блондинки», но то, что она вовремя одумалась и сумела совладать с зависимостью, говорит о том, что она вовсе не так глупа и слабовольна, как хотелось бы злопыхателям.