Почему Евгению Петросяну не разрешили развенчаться с Еленой Степаненко в церкви.

Юмористу Евгению Петросяну не разрешили развенчаться с бывшей супругой Еленой Степаненко в церкви. Несмотря на то, что официально артисты разведены, согласно религиозной традиции, они остаются мужем и женой.

Митрополит Николай Ярушевич говорил: «Как часто в самую невыносимую тяжелую минуту, если взгляд упадет на икону Пречистой, как-то смягчается, утихает горе; что-то бодрое, греющее, ласковое льется в измученную душу. Лик Пречистой точно говорит нам…».

Десять лет назад юморист Евгений Петросян и его коллега Елена Степаненко венчались в храме Ильи Пророка в Обыденском переулке, но расторгнуть церковный брак не смогли. Иерей Андрей Дорохин рассказал, что церковь позволяет развенчаться далеко на всем желающим.

«До последнего времени такого понятия, как развенчание брака, не было. Церковный брак не расторгали, потому что церковь не признавала развода»

По словам иерея, раньше существовал только один способ разорвать церковный брак — обвенчаться с другим человеком. Но буквально год назад патриарх разрешил «снимать венцы» окончательно.

Для этого паре необходимо прийти в каноническую комиссию и подать прошение о развенчании церковного брака, приложив к нему свидетельство о расторжении брака из загса.

Чтобы правильно понять брак, необходимо разработать правильную антропологию: что такое человек? Антропология св. Иоанна была одновременно протологической и эсхатологической, т. е. она учитывала замысел Божий в сотворении человека и Его искупительный замысел от нашего воскресения и восстановления в Царстве.

Златоуст нашел и изложил глубокую связь между сотворением мира и его воскресением, а также глубокое христианское убеждение в воскресении тела в частности. Преображение Христово (Мф. 17:1-8; Мк. 9:2-8; Лк. 9:28-36) служит прообразом нашего воскресения.

Златоуст использует известную аналогию с мечом, воткнутым в огонь: железо, сохраняя свои свойства, пронизывается жаром огня. Как железо, оно режет; но оно также горит как огонь.

Читайте также  Катя Лель назвала инопланетян создателями жизни на Земле

В Своей человеческой природе Христос ест, спит и оплакивает Лазаря. В Своей божественной природе Он ходит по воде и воскрешает мертвых.

В воскресении Христа Он гарантирует и моделирует наше воскресение. Чтобы понять состояние воскресшего человечества в Царстве Божьем и то, как оно связано с браком, полезно думать о непрерывности и прерывистости.

С одной стороны, между нашими земными, смертными телами и нашими телами после воскресения существует существенная преемственность, такая же, как существует между телом Христа до и после Его воскресения.

Шрамы от гвоздей и копья все еще были видны. Тело, умершее на кресте, было тем же телом, которое было воскрешено. Наша человеческая природа остается человеческой природой даже после изменения атрибутов (против строго гностической концепции чисто духовных тел, не имеющих преемственности со смертными телами).

С другой стороны, воскресший Христос прошел через запертые двери в день Своего воскресения. Это сторона разрыва. Что посеяно тленное, то вырастет нетленное; смертный облекается в бессмертие.

«Сеется физическое тело, воскресает тело духовное» (1 Кор. 15:44). Итак, целью является «не бегство от тела и не удовлетворение тела, а одухотворение тела» (Тренэм, стр. 245, курсив автора). Применение библейской антропологии и теологии воскресения к браку: существует непрерывность и прерывность.

Когда Господь говорил саддукеям о браке на небесах (Мф. 22:23-33), Он ясно дал понять, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж». То есть земные цели брака – подавление распущенности человека и продолжение рода – не имеют значения в Царстве.

Все земные заботы супружеской пары: половые сношения, деторождение, имущество и т. д. являются частью преходящей «формы мира сего». «Они подобны Ангелам на небесах Божиих» (Мф. 22:30).

Читайте также  Звезды, которым развод пошел не на пользу!

Но есть один аспект брака, который вечен: «Любовь никогда не кончается» (1 Кор. 13:8). Святитель Иоанн Златоуст напоминает нам, что женатые христиане, как известно, будут таковыми на Суде и в Царстве.

Мы будем узнавать, и восхищаться нашими супругами и нашими детьми. Мы восстановимся не к браку, а к чему-то лучшему, к союзу душ, а не тел, союзу, который начинается в браке и достигает гораздо более возвышенного состояния («Письмо Златоуста к молодой вдове»).

Именно поэтому Православная Церковь не поощряет (но не запрещает) повторный брак после смерти супруга. Второй или третий свадебный обряд (четвертый не допускается) носит несколько покаянный характер, признавая человеческую слабость.

Святитель Иоанн призывал молодую вдову, которой он писал, оставаться верной своему мужу (титул «муж» используется даже после его смерти), чтобы сохранить их узы любви и в конечном итоге воссоединиться с ним.

Православная церковь запрещает повторные браки с овдовевшими священнослужителями, как способ отстаивания этого идеала. Несколько замечаний по поводу православного обряда венчания:

Во-первых, в языке таинства нет фразы: «Пока смерть нас не разлучит». На самом деле, супруги вообще не дают никаких обетов, кроме как удостоверить, что они приходят на брак по собственной воле и не давали себе клятвы никому другому.

Обеты католического и протестантского Запада придают браку более юридический акцент, а не акцент Восточной церкви на Божьем благословении для осуществления союза.

Отец Богдан, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Ярское в Белгородской обл. говорил: «Молитва Богородице перед Владимирской иконой укрепляет дух и веру, помогает выбрать правильный путь, исцеляет от недугов физических и душевных. Верующие усиленно молятся ей об…».

Во-вторых, кульминацией православного свадебного обряда является венчание, когда на головы жениха и невесты возлагаются венцы, означающие образование небольшого заставы Царства Божия в их доме, и мученические венцы, которые должны быть их ежедневной целью – взять свой крест и следовать за Христом.

Читайте также  Дочь Горбункова из «Бриллиантовой руки»: почему так рано и нелепо ушла

Ближе к концу свадьбы венцы снимаются со словами: «…прими венцы их в Царство Твое, сохранив их непорочными, непорочными и незапятнанными во веки веков».

На восьмой день супружеской жизни супруги возвращаются в Церковь для формального снятия венцов, и снова священник произносит такие слова:

«…сохранить свой союз нерасторжимым; да всегда славят Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Источник