Музыкантам ансамбля “Сябры” сразу дали понять: они не нужны ни чиновникам, ни простым слушателям. Чего только не вменяли в вину коллективу.
И заигрывание с публикой, и непрофессионализм. Но страшнее всего было постоянное сравнение с мега популярными “Песнярами”.
Казалось, “Сябры” были обречены. Но руководитель ансамбля Анатолий Ермоленко сдаваться не собирался. И, как показало время, не зря.
Ненастной осенней ночью в Гомеле у радиоприемников собрались музыканты никому не известного ВИА “Сябры”. С друзьями и семьями.
Все должны услышать, как по радио прозвучит их песня. На часах уже полночь, половина первого, час, начало второго. Передача уже закончилась. Но песня “Сябров” не прозвучала.
Впрочем, чему тут удивляться. Ведь коллективу, созданному Анатолием Ярмоленко, не раз говорили, что они никому не нужны. Кто будет слушать каких-то “Сябров, если уже есть “Песняры”? Вот их действительно обожала вся страна.
Свой первый собственный коллектив музыкант Гомельской филармонии Анатолий Ярмоленко собрал еще в начале 70-х. Коллективу дали название “Сябры”, то есть друзья. Вместе с названием начала определяться концепция.
Поначалу музыкантам нового коллектива казалось, что чуть ли не завтра они смогут выступать на сцене со своими кумирами — “Песнярами”.
Как бы не так. Пока “Песняры” гастролировали по всему Советскому Союзу и за рубежом, “Сябры” разъезжали с концертами по поселкам и деревням Гомельской области.
На этом история “Сябров” могла и закончиться. В Гомельской филармонии музыкантам недвусмысленно намекнули, что пора закругляться. Потому что ничего путного все равно не выходит. И тут Анатолий Ярмоленко наконец понял, в чем была его главная ошибка.
Первые три года “Сябры” и правда во всем старались подражать “Песнярам”. Теперь же они начали подбирать своей репертуар. Найти “свой путь” было не так-то просто. Анатолий Ярмоленко и Николай Сацура экспериментировали с новым материалом.
Вскоре решили, что им не помешает помощь со стороны. Так в “Сябрах” появился Валентин Бадьяров — опытный музыкант, который уже успел поработать и в “Поющих гитарах”, и в тех же “Песнярах”. Результат не заставил себя долго ждать. “Сябров”, наконец, заметили не только в Гомеле.
Они выиграли конкурс в Минске. Затем был зональный конкурс в Прибалтике, где конкурентами была группа Раймонда Паулса “Модо”. Потом группа поехала на заключительный тур конкурса эстрадной песни в Москве, где попала в призовую тройку.
Казалось, тут судьба ансамбля и должна в корне измениться. Но белорусские чиновники поставили на этих надеждах жирный крест: Ну и что вы тут нового изобрели? Все равно вам до “Песняров”, как до Луны.
Оно и понятно. Для маленькой Белоруссии три вокально-инструментальных ансамбля… “Песняры”, “Верасы”, “Сябры”. Это был тупик, откуда было два выхода: распустить ансамбль или идти ва-банк. Анатолий Ярмоленко выбрал второй вариант.
Создатель “Сябров” взял записи коллектива и отправился в Москву на фирму “Мелодия”. Заглянул Ярмоленко и на радио, где творчеством “Сябров” заинтересовались и обещали поставить хоть одну песню в ночном эфире. Его-то музыканты и караулили у радиоприемников. И очень расстроились, когда не дождались.
Зато “прохлопали” свой маленький триумф. Премьеру на Всесоюзном радио, которая состоялась ровно через неделю. Впрочем, знаменитыми музыканты не проснулись. Песню никто толком не расслышал. Зато стало понятно, что и эта тактика не сработала. Нужно было изобретать что-то еще.
Чтобы прорваться хоть к каким-то высотам, нужен хит. И он вот ведь и правда, ирония судьбы, появился благодаря все тем же “Песнярам”, от сравнения с которыми они столько страдали.
История песни “Алеся” сплетена из случайностей. Началось с того, что в 1978 году поэт Анатолий Поперечный случайно повстречал в Центральном Доме литераторов композитора Олега Иванова. И решил показать ему новое стихотворение.
-Анатолий сел на кушетку, достал такой смятый листок бумаги. На коленке расправил. Взял не ручку, а карандаш. И карандашом написал: Живет в белорусском Полесье, кудесница леса Алеся и т.д.
Я не видел, что он писал. Потом дает мне листок и говорит: — Олег, почитай.
Я взял, посмотрел. Очень внимательно прочитал. Слова прекрасные, потрясающие.
Олег Иванов. Народный артист РФ, композитор.
Музыка под стать тексту родилась почти сходу. Песня по всем параметрам выходила сногсшибательная. Кому его доверить, композитор и не раздумывал. Только “Песнярам”.
-Я работал с “Верасами”. Но всю сознательную жизнь я мечтал, чтобы “Песняры” спели мою песню. Я писал “Алесю” только для них. То, что есть ансамбль “Сябры”, я тогда не знал.
Олег Иванов. Народный артист РФ, композитор.
Композитор был уверен, что прославленные “Песняры” обрадуются новому хиту. Он не учел одного обстоятельства. У “Песняров” уже была “Алеся”.
-Я принес эту песню редактору народного творчества Ольге Молчановой. Она тут же позвала главного редактора. Я им спел-сыграл. Песня произвела на них впечатление.
Ольга спросила: -А ты для кого написал.
-Ну, естественно, для “Песняров”.
И она сказала следующую фразу: Конечно, “Песняры” — это великий ансамбль. Но даже для них двух “Алесь” будет много. А вот в Гомеле есть ансамбль “Сябры”. Очень крепкий ансамбль.
Олег Иванов. Народный артист РФ, композитор.
Композитор отправил демо-версию песни в Гомель. “Сябры” пришли в восторг: Вот же он! Хит, который они так долго искали. И тут же поехали в Москву на запись.
-Я приехал в студию. Еще не был знаком с “Сябрами”. Когда они сыграли инструментал, когда начали писать вокал, у меня было такое чувство.
Я пребывал в какой-то эйфории. Было даже такое впечатление, что это не моя песня. Это было что-то невероятное. Просто невероятное.
Олег Иванов. Народный артист РФ, композитор.
Как что-то невероятное восприняли песню и первые слушатели. “Алеся” мгновенно стала хитом. Дальше-больше.
В 1981 году “Сябры” с той же песней попали в финал “Песни года”. И снова триумф. И мелодия, и голос солиста Анатолия Ярмоленко действовали на публику гипнотически.
Песня, оказавшаяся в репертуаре “Сябров” почти случайно, в итоге стала для коллектива судьбоносной. Благодаря ей о белорусском коллективе узнали все. От Бреста до Владивостока.
Но главное — коллектив наконец-то нашел своего композитора. После того как Олег Иванов начал писать специально для ребят из Гомельской филармонии, ансамбль обзавелся не только собственным репертуаром, но и обрел лицо.
Теперь уже никто не путал и не сравнивал их с другими группами. Там уже ничего не было от “Песняров”. Это был только самостоятельный ансамбль “Сябры”. Более приземленные, ближе к народу, ближе к земле.
Уникальный репертуар “Сябров” слушатели оценили по заслугам. На концертах ансамбля яблоку негде было упасть. Вскоре и другие композиторы стали предлагать “Сябрам” свои творения.
«А я лягу, прилягу». В этой песне музыканты далеко не сразу распознали будущий хит. Вначале он показался им примитивным. А потом решили: мелодия простая, тянет на застольную песню, значит, легко запомнится. В успехе этой песни сомневались и чиновники от культуры.
Им текст про березы показался откровенно вредоносным. Ее посчитали песней бездельника и алкоголика. У песни даже была нехорошая репутация.
Но слушатели категорически были не согласны с таким утверждением. Песня полюбилась всей стране. Скоро ее можно было услышать на любом застолье.
“Сябры” в строю уже более 50 лет. Они продолжают собирать полные залы и в Белоруссии, и в России. Какой еще коллектив может похвастаться тем, что так долго держится на плаву. И так долго держать своего зрителя. Во многом это заслуга Анатолия Ярмоленко.
Конечно, где-то поменялся состав, где-то поменялось звучание. Но это все тот же молодой коллектив. И поют о том, что понятно и дорого каждому человеку.