В Сочи карточные шулеры «обували» отпускников на миллионы. Не было статьи, чтобы их задержать

В 1970-е годы каждая советская семья планомерно готовилась к летнему отпуску. Положенные по закону 24 дня отпуска нужно было использовать с максимальной пользой.

Пределом мечтаний советского труженика было Черноморское побережье. Для достойного отдыха каждый месяц от каждой зарплаты откладывали деньги. Плюс к этому отпускные, квартальная премия. Набегала значительная сумма.

Самыми обеспеченными были северяне. Они зарабатывали в тяжелых холодных условиях, зато потом с удовольствием отрывались в тепле. Наступал долгожданный день. Только вот случалось и такое, что уже в тамбуре поезда отпускника поджидали хорошо подготовленные профессионалы.

Случайное знакомство, казалось бы, не предвещало ничего странного. Выпить за случайное знакомство, перекинуться в “дурачка”. Что в этом странного?

“Развести лоха” — главное и основное правило в жизни афериста. Единственная вина лоха — это его наивность и доверчивость. За нее он и платит.

До 1970-х годов в Советском Союзе не было возбуждено ни одного уголовного дела по факту карточного мошенничества. И ни один мошенник не сел на скамью подсудимых.

В конце 60-х карточные мошенники обрели второе дыхание. В Тбилиси и Одессе, где проживали знаменитые еще в царские времена преферансисты, открылись тайные академии, где молодые люди обучались карточному мастерству и ловкости рук.

Многие соглашались и на весьма болезненную операцию по срезу кожи с кончиков пальцев, чтобы повысить чувствительность инструмента.

Внутри новой плеяды профессиональных шулеров или катал в середине 60-х сложилась своя иерархия. Самыми уважаемыми были катранщики.

Они содержали игровые притоны и сами не всегда садились за игорный столик. На них работали бригады подводчиков, заманивающих в катраны цеховиков, торговых работников и подпольных миллионеров.

Другая категория шулеров — гусары. Они промышляли в общественных местах: парках, ресторанах, на вокзалах, пляжах. А поездах работали майданщики. В такси — гонщики.

Существовали шулеры-финансисты, которые имели дело не с карточной колодой, а с деньгами. Они кредитовали игроков, погашали и перекупали долги под проценты.

Выделялась еще одна категория мошенников: паковщики. Они играли как в катранах, так и в других местах. Их отличал определенный стиль.

Вначале паковщик позволял лоху выиграть 3-4 партии и расслабиться. Затем он обыгрывал партнера вчистую. Потом позволял отыграть часть суммы и под каким-то предлогом прекращал игру.

Лох не замечал обмана и настаивал на продолжении. Азарт и желание отыграться приводили к тому, что несколько часов спустя потерпевший бежал на ближайший почтамт и посылал домой типичную для паковщиков телеграмму: Вышли деньги телеграфом. Все потерял по дороге.

Читайте также  Актриса Анна Дымна: 5 малоизвестных вещей о Марысе из «Знахаря»

Если отпускник садился за игру в вагоне поезда и проигрывал, то, приходя в себя, понимал, что стал доверчивой жертвой аферистов.

А тех в поезде уже не было. Шулеры работали бригадным методом. В поле зрения лоха попадали далеко не все. Один подводник высматривал будущую жертву еще на перроне.

Другой “охранник” стоял на шухере. Третий после успешной операции забирал деньги на ближайшей станции. Таким образом работала организованная преступная группировка, действовавшая по обычным воровским законам.

Поговорка «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи» появилась на пляжах курорта в далекие советские годы и связана с карточной игрой в преферанс

В Сочи играли всегда: на пляже, в ресторанах и даже в такси. В конце 60-х город стал настоящей Меккой для карточных аферистов всех мастей.

Из справки УВД города Сочи. Волна жалоб от лиц, которые были обыграны мошенниками, буквально захлестнула отделы милиции.

Поэтому в 1969 году по линии борьбы с картежниками был закреплен старший лейтенант Лукашов, который к работе отнесся добросовестно и стал не только собирать все заявления от пострадавших, но и фотографии всех картежников-профессионалов.

Так в поле зрения бдительного лейтенанта попали некто Соклаков, Драч, Кирной, Даржания, Поздняков, Бабларьян, Петров.

Лейтенанту Владимиру Лукашову и его начальнику Анатолию Малаеву, возглавлявшему следственное отделение Сочи, работать было непросто. В 70-м году прошли единичные судебные процессы над карточными аферистами в Москве и Новосибирске.

Прокуроры доказывали, что обвиняемые пользовались специальными приемами, которые позволяли им присваивать огромные суммы денег неповинных советских граждан.

Адвокаты настаивали на том, что игра в карты не является уголовно наказуемым преступлением. Каталы со всего Советского Союза чувствовали себя в Сочи как дома. Для решения важных вопросов они собирали съезды. И не где-нибудь, а в своей негласной столице.

Обсуждались вопросы территориальных разграничений. Бригадиры делили между собой крупнейшие аэропорты, вокзалы и поезда определенных направлений.

С их подачи в Сочи партиями завозились меченые колоды и продавались в киосках на пляжах. Проводили игры, чтобы оттачивать свое мастерство. Селились каталы в лучших сочинских гостиницах.

На кону в эти дни стояли миллионы советских рублей. Обнаглели они до того, что летом 1970 года посмели “обуть” Первого секретаря Красноярского крайкома партии.

Бедняга лишился двадцати тысяч рублей. Сочинская милиция была в курсе происходящего, и ее сотрудники вели наблюдение сразу за несколькими шулерскими группами. Фиксировали все.

Оперативники были снабжены очень дорогой по тем временам длиннофокусной оптикой. Уже удалось запечатлеть момент передачи денег бригадиру.

Читайте также  15 разводов, 16 свадеб и ни одного наследника: как сложилась судьба Владимира Новикова — звезды фильма «Государственная граница»

По именам знали и так называемых “жуков” — шулерских боевиков, которые карали тех, кто не вносил деньги в общий сочинский воровской общак. “Ковщиков”.

Эти перед игрой подтасовывали карты в определенном порядке, и “иуд”, которые следили за картами лоха и посредством условных знаков подсказывали шулеру, как ему лучше играть.

Но правоохранительные органы не спешили. Им нужно было застать врасплох главных профессионалов: Бабларьяна и вора-рецедивиста Ивана Петрова. Необходимо было взять их с поличным во время игры. А пока они не спешили и на досуге изучали шулерские приемы.

Ведь настоящие карточные шулеры всегда шагали в ногу с научно-техническим прогрессом. Не зря их относили к самой образованной части криминального мира. Одной ловкости рук им было недостаточно.

Они первыми стали использовать видеосистемы. А в одном из катранов обнаружился даже вмонтированный в ломберный стол огромный сканер вражеского производства.

В октябре 1970 года майор ракетных войск Виктор Назаров из Семипалатинска прилетел на отдых в Сочи. Получил на службе бесплатную путевку.

Уже в аэропорту он познакомился с еще одним отпускником — простоватым снабженцем из Джезказгана, который представился Степаном. Тот уже не первый раз проводил отпуск в санатории “Металлург”.

Степан не позволил Виктору Назарову сесть в такси около аэропорта, объяснив, что здесь таксисты берут втридорога. Немного отойдя, они сели в машину, которая стояла поодаль.

Скоро они уже ехали по трассе Адлер-Сочи. Только по дороге подсадили еще одного пассажира, по виду пожилого колхозника. Степан предложил скоротать время, перекинувшись в картишки.

“Колхозник” отказывался. Степан настаивал, объясняя, что игра простая, даже ребенок разберется. Называется “Японское танго”. На кон поставили мелочь. Виктору Назарову сразу начало везти.

Очнулся он у Мацестинского моста. С изумлением обнаружив, что все его деньги уже на кону. Банк сорвал случайный попутчик “колхозник” и вышел, не доезжая до Сочи. Только на следующий день майор ракетных войск Назаров начал сопоставлять факты и понял, что попался как салага.

В голове зрел план мести. Он поехал в аэропорт, где ему повезло встретить того самого Степана, который окучивал другого пассажира. К Назарову подошли два человека. Предъявив удостоверения, они попросили его проехать с ними в отделение.

В отделении лейтенант Лукашов объяснил решительному ракетчику, что он чуть не сорвал секретную операцию, и показал ему пухлый альбом с фотографиями.

Читайте также  Альгис Матулёнис оставил карьеру актёра и открыл бесплатный для пенсионеров пансионат. Как сложилась жизнь литовского артиста

На одной из них Назаров сразу узнал Степана. Им оказался шулер Кирной по кличке Вьюнок. А роль “колхозника” с блеском исполнил гроссмейстер сочинских катал Бабларьян.

Уже несколько месяцев мошенники действовали по отработанной схеме. Операция по захвату была назначена на 17 декабря 1970 года. Все было рассчитано по минутам. Требовалось задержать преступников во время игры с кипой денег на кону.

Но когда три милицейские машины подрезали старенькое такси, в котором находились водитель Папазян, Кирной, Бабларьян и очередная жертва аферистов, никаких денег и карт там не оказалось.

На чемоданчике, застеленном газетой, лежала аккуратно нарезанная докторская колбаса и стояли пластиковые стопочки с коньяком.

Преступники обнаружили, что их “пасут” еще на выезде из Адлера. Анатолий Малаев принял решение задержать мошенников на трое суток. На основании показаний потерпевших.

За карты статьи не было. Была конфискация игральных принадлежностей и 50 рублей штраф. Милиция искала косвенные статьи.

Для начала оперативники наведались домой к Бабларьяну. В тайнике было обнаружено более сотни меченых колод. Но все члены бандитской группировки ушли в глухую несознанку.

Несмотря на отчаянное сопротивление преступников, сыщикам удалось найти слабое звено. Таксист Папазян, чья доля в деле была самой маленькой, сдался и начал топить своих подельников.

6 лет тюрьмы получили Бабларьян и Кирной. 4 года — Папазян. По статье 147 УК РСФСР прозвучали для всех Сочинских катал, как гром среди ясного неба. Оперативно-следственной группе удалось доказать недоказуемое.

К судебному процессу были привлечены даже специалисты из МГУ, которые провели математическую экспертизу по теории вероятности и доказали, что вероятность одновременного выпадения определенной комбинации карт равна одному разу на 6763 кона. То есть для прихода необходимых для выигрыша карт нужно играть без перерыва около полугода.

А значит, без махинаций и шулерских приемов не обходился ни один выигрыш мошенников. Но и это еще не конец истории.

В Москве отсиживался “серый кардинал” сочинских катал, вор-рецидивист Иван Петров. Он был уже 15 раз осужден по разным статьям и проживал под четырнадцатью фамилиями.

Петров был задержан в Сандуновских банях в апреле 1972 года. Он был приговорен к 13 годам лишения свободы. На несколько лет каталы ушли с пляжа Черноморской здравницы и переместили свой промысел в гостиничные номера.

Источник