«Что отвечать бабушкам в храме на замечания». Схиигумен Иоанн (Алексеев)

Письма Валаамского старца — Письмо 42

Это письмо мне напоминает извечную тему, которая в нашей церкви уже много десятилетий присутствует, о том, что некоторые молодые люди, в основном девушки, говорят:

«Я пришла в церковь, встретила там злую старуху, больше я не приду» и так далее. Но то, что они говорят, и то, что они пришли не со старухой встречаться, а с Богом, — это другой разговор.

А мы поговорим о тех пожилых женщинах, которые встречают их в церкви.
Очень даже понятно, что в такие зрелые годы женщина многие страсти свои отошла, может быть, даже не победила, а отошла, потому что каждому возрасту свои страсти.

И она почитает себя не то что святой, но почитает себя такой, которой позволено учить других, осуждать других и даже стращать как-то.

Мне вспоминается такая ситуация, когда мы только оказались в Москве и первый храм, в котором батюшка стал настоятелем, это был маленький такой храм, он был тогда в неустроенном состоянии, в него мало кто ходил.

И там были старушки, бабушки, которые считали его своим, ходили регулярно. И всех молодых, кто там оказывался, они очень строго оглядывали. Они в своих креслах сидят и каждого, кто зайдет, оглянут и поучают.

А мы были многодетные, и к нам сразу очень много многодетных семей как-то примкнуло со всех концов Москвы. Представьте себе, наполнился этот благочестивый небольшой храм гомоном, шумом многих детей всех возрастов.

Понятно дело, что бабушки были недовольны и начали воспитывать этих детей. Я к этому отношусь очень болезненно, потому что я сама прошла через такие истории многочисленные. И я буквально оберегаю другие семьи.

Читайте также  Имеют ли какое-то значение для усопших наши молитвы за них

Я представляю, как тяжело с детьми ходить в храм, особенно многодетным семьям, у которых много детей, за всеми не углядишь. Но и дети есть дети, они не взрослые, которые стоят, как свечечки, им не выстоять всё это время.

И увидев один раз, как одна бабушка замахнулась своей клюкой на пробегающего мимо малыша, я подошла к этой бабушке и доброжелательным тоном задала вопрос: «Скажите, пожалуйста, ваши дети в храме?».

Бабушка сказала: «Да что вы, мои дети такие неверующие, такие-сякие. Я им говорю, говорю, говорю. Они неверующие в храм не ходят, не исповедуются и вообще не постятся».

Я дала ей выговориться и задала второй вопрос: «Ваши внуки в храме?».
Отвечает: «Да что вы такое спрашиваете? Откуда они могут быть в храме, если мои дети обормоты, и внуки такие же обормоты?».

Я выслушала всё, что она пожелала мне сообщить о своих непутевых и детях, и внуках. После этого я её спросила:

«Скажите, вот эти дети, которые в храме, они вам настолько мешают, что вы хотите их выгнать из этого храма? Они-то в храме. Да, они шум приносят, беспорядок некоторый, они приносят грязь даже, фантики какие-то разбрасывают, но они в храме».

И вы знаете, как она задумалась. Какое-то время она просто молчала и на меня смотрела. Она прекрасная бабушка, мы с ней потом долго до самой смерти дружили.

Я поняла, что они меня услышали, и она, и все, кто рядом стояли из её подружек. На следующей службе я опять внимательно смотрю, чтобы, если что, разрулить все проблемы в храме.

И вижу такую сцену: бабушка сидит на своём кресле, пробегает мимо тот же самый малыш, который сильно топает. И бабушка его останавливает, я уж было рванулась, а она даёт ему свою клюку и говорит: «Хочешь палочкой поиграть?».

Это было, знаете, на уровне анекдота, потому что это малыш потом остаток службы играл с палочкой. От этой палочки досталось всем, кто стоял на службе.

Читайте также  В зависимости где болит (в какой части головы) — порядок действий разный. Но боль проходит!

Я уж потом попросила палочек не давать малышам, но, по крайней мере, в нашем храме воцарилась такая благожелательная атмосфера любви, и прибавлялись эти семьи, прибавлялись дети. А дети — это будущее нашей церкви.

То есть видите, как нам важно взять и вспомнить свою молодость, свое детство, взять и сокрушиться не о том, как все вокруг грешные, а сокрушиться о том, что в твоей семье, где твои дети, где твои внуки, и порадоваться за других. Тогда вы не будете их буквально своим поведением и словами изгонять из храма и, в общем-то, отгонять от веры.

Давайте будем об этом всегда помнить в любом возрасте, любить детей, которых всё-таки приводят в храм, и стараться как можно лучше обеспечить им нахождение в храме, чтобы они его не боялись, а любили.

И даже когда они подрастут, чтобы они по любви приходили в храм, вставали на молитву и не шарахались от наших слов и нашего поведения. Давайте так жить и эту любовь приносить в наши храмы и в наши семьи.
Текст основан на видео с канала «Духовный дневник»

Источник