Сам по себе он ничего не значит,
В нем интеллект брынчит и скачет.
Его познания как числа,
И всё поэтому без смысла.
Постольку Плучек мастер штучек,
Поскольку сам из недоучек.
– такие строки написал Гафт о своем тезке, режиссере Валентине Плучеке. И это при том, что общественность и критики налепили на Плучека ярлык гения и проходил он с таким нимбом вплоть до ухода в 2002-м, в возрасте аж 92 лет!…
Плучек некоторое время был начальником Гафта. Но вместо того, чтобы подлизываться или выбить себе место под солнцем потеплее, герой нашей сегодняшней публикации все резал правду-матку. Хорошо это или плохо? Сложно сказать, просто вот таким вот «правдорубом» был талантливый актер Валентин Гафт.
Сложный, даже более того – тяжелый, характер Валентина Иосифовича не помешал развиться его таланту. Имя Валентина Гафта навсегда вписано золотыми буквами в историю советского и российского кинематографа.
Коротко о детстве: Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафт, евреи по национальности, выходцы из Украины, 2 сентября 1935 года родили мальчика, дали ему имя Валентин (имя это было популярным в 30-40 гг прошлого века).
Отец работал прокурором, мама занималась домашним хозяйством. В 1941 году Иосиф Гафт отправился на войну и через четыре года вернулся живым.
Жила семья Гафт на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре».
Валентин не был мальчиком из привилегированной семьи, но и последний кусок хлеба в его доме никогда не доедали. В отличии от миллионов 17-летних сверстников по стране, Валентин мог позволить себе выбрать дело по душе, а не идти получать рабочую специальность.
Вот в этом, наверное, и кроется его смелый тон, который он сохранит до своих последних лет: он внутри себя был очень свободным. Он никогда не лез за словом в карман.
В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию МХАТ. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков – это был звездный выпуск.
С Театром сатиры все сразу пошло неважно. В 1958 Гафта выгнали из Театра имени Моссовета, актер шатался без работы и был подхвачен Эрастом Гариным, с которым снимался в фильме «Русский сувенир»(1960).
Гарин ставил в Театре сатиры «Тень» Шварца и искал актера на роль Ученого. Премьера прошла ужасно, по воспоминаниям самого Гафта:
«И вот настал час моей премьеры! Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис.
Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было! И, конечно, меня не приняли в Театр сатиры, вернее, не оставили в нем».
Время шло. Гафт поработал с Эфросом на Малой Бронной, а в начале 1969 года его нашел Андрей Миронов, уговаривая прийти в Сатиру на роль графа Альмавивы (сам Миронов играл Фигаро).
Татьяна Егорова так вспоминала обстоятельства репетиций «Женитьбы Фигаро»: «Гафт – вечно недоволен и непримирим ко всем. На Сюзанну он кричал в бешенстве, что это не Сюзанна, а Красная Шапочка, Графиню со стоном окрестил «сибирским валенком».
Да Гафт и сам признавался: «Как меня терпел главный режиссер Плучек, удивляюсь до сих пор. Много на себя не беру, но из-за меня там сняли чуть не полсостава и, главное, заменили Сюзанну».
Премьера «Женитьбы Фигаро» произвела фурор, все сошлись во мнении, что Гафт бесподобен. Но здесь уже понесло Плучека, уставшего от закидонов Гафта. Режиссер пришел к решению больше с этим актером не работать.
Сам Гафт позже скажет, что его не выгоняли, а он сам ушел: «Олег Ефремов увидел меня в «Фигаро». Пришел за кулисы и сказал: «Переходи к нам». Я спросил: «Когда?» Он ответил: «Завтра». И я немедленно подал заявление об уходе.
Плучек меня отговаривал, называл мне роли, которые я буду у него играть. Но я понимал, что это не мой театр. Хотя там были великие, очень яркие артисты, и мне очень нравились репетиции Плучека».
Татьяна Егорова видела историю иначе. По ее словам, зная взрывной характер Гафта, Плучек выразил публичное недовольство его игрой, окрестив актера «Уркой». После того, как Гафт ушел, все артисты с облегчением выдохнули.
Спустя время Гафт и Плучек вновь пересеклись. Художник по свету Аарон Намиот, служивший в Театре сатиры десятилетиями, отмечал юбилей и пригласил Валентина.
Концерт в честь Намиота вел Плучек. На сцене стояли два кресла. В одном сидел юбиляр, в другом представляющий гостей худрук. Гафта он объявлять отказался, его представил сам Намиот. Встав между креслами, Гафт продекламировал эпиграмму:
«В ваш юбилей хочу сказать одно:
Служа искусству света беззаветно,
Вы освещали так порой г**но
Что становилось и оно заметно»
На слове «г-но» — Гафт сделал жест рукой, словно представляя Плучека. Хуже всего, в полной тишине зала раздался смешок (какой-нибудь Татьяны Егоровой), сопровождаемый замечанием: «А ведь, правда…»
В своих эпиграммах он затронул за живое многих коллег и даже считавшихся «неприкосновенными» членов клана Михалковых-Кончаловских. Это ведь ему принадлежат знаменитые строки про «зуд, когда три Михалкова по тебе ползут».
После подобных эпиграмм не мудрено, что многие коллеги обиделись, хотя и не все показали обиду явно. Эпиграмма на Боярского:
«Зачем ты Миша, так орешь,
Давно ограбленный еврей?
Ты Дартаньяна не тревожь,
Он дворянин, а ты — плебей» (с)
Очень сильно, по всей видимости, на его мировоззрение и психическое состояние повлиял в 2002-м уход из жизни дочери от второго брака, которая свела счеты с жизнью.
Такое событие стало бы ударом для любого родителя, и Валентин Иосифович замкнулся в себе, хотя и продолжал работать. Был еще сын от первых отношений, но мать почти сразу забрала его в другую страну, так что можно сказать, что девочка была фактически единственным ребенком Гафта.
Валентин Иосифович прожил долгую жизнь, пережил и развал Союза, умудрился остаться на волне в то тяжелое время, когда советские артисты массово сидели без денег и спивались. Последний брак с актрисой Ольгой Остроумовой стал счастливым, именно она убедила Гафта принять православие.
При всем своем мятущемся характере и жизненных спадах-подъемах, можно сказать, что последние десятилетия Валентин Иосифович прожил счастливым человеком. Гафт скончался 12 декабря 2020 года в Москве, ему было 85 лет.