Катя всегда была девицей с внутренним стержнем. Однокурсницы завидовали, мальчишки робели и мечтали получить благосклонность от «королевишны». Она все это прекрасно видела и понимала, но делала вид – актриса!!! – что не понимает своей власти над людьми.
На чем зиждилась ее тотальная уверенность в себе?… Красивой Васильеву назвать было нельзя. Но она входила в аудиторию, и взгляды тут же приковывались к «этой рыжей». Преподаватели в вузе ухмылялись: «Девица способная, но с такой внешностью?!»
Кате было плевать на чужое мнение. Уже в 20 лет она сыграет главную роль в киноленте «На завтрашней улице», и с того мента режиссеры выстроятся в очередь за этой артисткой.
И очередь эта не иссякнет вплоть до 90-х, когда Екатерина Васильева просто развернется и, со свойственной ей уверенностью, предпочтет карьере – веру и монастырь.
Первым ее мужем – поженились на 2-м курсе ВГИКа – стал ровесник, будущий режиссер Сергей Соловьев. Да, умела она привлекать режиссеров уже в свои 18 лет!…
Надо сказать, что у Соловьева вообще был вкус на необычных, ярких, своеобразных женщин. После измен Васильевой он женится еще два раза: на Марианне Кушнеровой и на 18-летней Татьяне Друбич (за разницу в возрасте их союз долго полоскали). Всех своих жен он снимал в своих фильмах.
Сергей Соловьев болезненно переживал измены Васильевой (а было их как минимум две – это те, которые всплыли на общественный суд).
Но быстро собрался, впоследствии сказав, что эта боль только закалила его. Он сделал блистательную карьеру: профессор ВГИКа, председатель СК России (1994–1997), член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах.
Он отпустил все обиды на Екатерину и, встретившись с нею спустя 50 лет, они обнялись, как старые друзья. В 2021 году, в возрасте 77 лет, Соловьев ушел из жизни.
Вторым супругом Екатерины Васильевой стал драматург и писатель Михаил Рощин. Их познакомил Олег Ефремов, который прекрасно относится к Екатерине и не раз проводил с ней время в компании коллег, выпивая горячительные напитки. В этом втором браке родился единственный сын актрисы Дмитрий.
Об алкогольной зависимости Васильевой следует написать отдельно, ибо именно это в своей время стало самым увесистым фактором в ее решении посвятить свою жизнь религии.
Из интервью и воспоминаний коллег вырисовывается такая картина: классической алкоголичкой, в том смысле, какой вкладывают в это слово в обществе, Васильева никогда не была. Ну какая из нее алкоголичка, право слово?…
За ней в очереди стояли режиссеры, ждали именно ее годами, у нее было сформированное амплуа строгой женщины-начальницы-стервы, ее узнавали на улицах, она была «на короткой ноге» с культовыми личностями кинематографа.
В 70-е в тусовке киноиндустрии пили все, это было своего рода ритуалом, который позволял стать «своим человеком» в этой сфере.
Многие актрисы, талантливые и успешные женщины, увы, из-за такого «пропуска в тусовку» стали зависимы от бутылки. Погрязли в таком способе времяпрепровождения.
Лечились от алкоголизма и опробовали на себе кодировки, которые в 70-80-е были новаторским методом лечения зависимости, многие: и Андрейченко, и Догилева, и Гузеева.
И Васильева не стала исключением. Но лишь ее одну совесть глодала настолько, что она ушла в религию. А остальные дамы продолжили жить после кодировок, как ни в чем не бывало.
Вот что говорил Рощин о ее зависимости: «Отец Кати был известный пьяница. Катя знает, что это — наследственная болезнь. В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало», — не раз резко высказывался драматург.
А вот как сама актриса впоследствии вспоминала годы обучения в культовом ВГИКе (куда мечтали попасть миллионы молодых людей со всей страны, ведь киноиндустрия манила многих):
«Кто больше выпьет и кто грязнее выругается — вот что считалось престижным, — рассказывала в одном из интервью артистка.
— Спасибо, что наркотиков тогда не было. А то со своим максимализмом и горячностью я бы и здесь вышла в лидеры. Спасибо Господу Богу. Вырвал из лап дьявола»(с)
Тем временем карьера Васильевой уверенно шла в гору, живи и радуйся! — но сама она не была ни благодарна, ни довольна, ни удовлетворена своими успехами в кино.
«Не любила и не люблю кино. Наверное, и оно было послано мне для смирения. Лишь »Визит дамы» Михаила Козакова готова принять. Собственные актерские удачи связываю только с театром» (с)
Олег Ефремов, который с симпатией и пониманием относился к Васильевой, умолял ее не уходить из театра и продолжать играть и сниматься. Но она, видимо, понимала, что если не произойдет в ее жизни коренных перемен – то быть беде.
В 1987 году в пух и прах разругавшись с Олегом Ефремовым Васильева покинула МХАТ, и больше в театре она не служила. Вскоре бросила и кино, изредка соглашаясь только на роли, который одобряет ее духовник.
Актриса нашла спасение в вере, в 1993-м ушла в монастырь, а потом продолжила служение церкви. Вот уже почти тридцать лет она замаливает свои грехи – зависимость, измены, нерожденные дети.
Надо сказать, что такие атрибуты присутствовали в жизни почти всех актрис того времени (да и нынешнего тоже). Но Васильева, видимо, просто не смогла жить с этим грузом на душе.
Такое превращение притянуло к Васильевой повышенное внимание как журналистов, так и коллег. Её телефон разрывался от постоянных предложений интервью, съёмок, спектаклей. А она не хотела больше никакой мирской жизни, считала её ошибкой.
И все же изредка она соглашалась на роли – но далеко не на все. Почему же она переступала через себя? Этот вопрос ей задавали не раз. И не раз она искренне, не смущаясь правды, отвечала: «Ради заработка».
Каждый раз, прежде чем вернуться на время в мирскую жизнь, она просила благословения у батюшки. До пострига (это случилось, когда ей было уже 76 лет) Екатерина Сергеевна несколько лет была послушницей.
Из-за возраста и проблем со здоровьем она не могла выполнять тяжелую работу, поэтому ей поручили пасти местных коз. Вот такая необычная судьба – человек перечеркнул свое успешное, с точки зрения социума, прошлое, чтобы посвятить себя служению духовным ценностям.