Жаркова можно по праву назвать самым разноплановым актером русского кинематографа. Он играл героев и предателей, трусливых и отважных, образованных интеллигентов и простых мужиков, веселых и угрюмых.
В отличии от многих известных артистов, которые становились заложниками своего амплуа, у Алексея Дмитриевича не было характерных типов ролей. Он мог быть буквально кем угодно.
Сначала советский, потом российский актер — в общей сложности он провел на экране 47 лет. И всегда оставался востребованным.
Детство
Алексей Дмитриевич родился в 1948 году в Москве. Отец был плотником, мама — работала в бухгалтерии. Семья была большой, но жили очень скромно.
Как и многие в послевоенные годы. Детей с раннего возраста приучали к труду. Мальчики были хорошо развиты физически, но на посещение кружков времени не было.
Однако, когда родители заметили у Алексея и его братьев музыкальные способности, накопили денег и купили ребятам баян. С тех пор сыновья учились играть на нем в музыкальной школе в местном ДК.
Алеша инструмент освоил легко и быстро. А в процессе обучения выявил еще одну способность — феноменальную память. Он очень быстро запоминал и ноты, и слова песен, и даже тексты длинных поэм. Мог наизусть читать невероятно сложные произведения.
В 12 лет судьба улыбнулась будущему актеру. Его выступление с поэмой “Василий Теркин” в Доме Союзов увидел Марк Донской — известный кинорежиссер и сценарист.
После блестящего прочтения Донской пригласил Алексея на роль Пети в фильм “Здравствуйте, дети!”. Так, в 1962 Жарков первый раз появился на экране. Тогда он понял, что хочет быть актером.
Актерство
Через 2 года после дебюта Алексей снялся в картине Ролана Быкова “Пропало лето”. Но в фильм на этот раз не попал: кадры с его участием пришлось вырезать, чтобы уложиться в лимит времени.
Детских ролей Алексею больше не досталось. Но это его не расстраивало. Закончив среднюю школу он поступил в школу-студию МХАТ. Со второго курса играл на сцене, а в 1970 году, после окончания учебы стал работать в театре Ермоловой.
На сцене театра Жарков имел невероятный успех. Он играл Ван Гога, Ивана Грозного. В каждую свою роль он привносил что-то неуловимое, но гениальное. Любой персонаж в его исполнении совершенно по-новому открывался зрителям.
Театральная карьера шла вверх, но в кино актера по-прежнему не звали. Непонятно почему, но кинорежиссерам Жарков был неинтересен. Актер все больше переживал по этому поводу, копался в себе и постоянно был недоволен своей игрой.
Снова он появился на экране только через 14 лет после своего дебюта: в 1976 году сыграл Олега в фильме Геннадия Павлова “Эти непослушные сыновья”. Первая взрослая роль не принесла популярности, но стала началом большого пути.
В 1978 вышла в прокат картина “Познавая белый свет”, где Жарков исполнил главную роль. На этот раз его ждал успех. Актера наконец-то заметили и в киноиндустрии.
На него посыпались роли, причем максимально разноплановые. И Алексей Дмитриевич не боялся примерять на себя самые неожиданные образы.
С популярностью пришло и женское внимание. Алексея буквально осаждали толпы поклонниц. Но сердце его принадлежало только одной.
Свалилась с неба
Со своей будущей женой Жарков познакомился еще в 1972. Она подошла к нему после спектакля и выразила восхищение его игрой. Скромный, и даже застенчивый вне сцены, на этот раз актер решился не только заговорить с девушкой, но и пригласил ее прогуляться.
В ходе общения он понял, что это не просто очередная поклонница. Это был человек, с которым хочется провести всю жизнь. Уже через месяц Жарков сделал предложение, и вскоре пара расписалась.
Девушку звали Любой, она была стюардессой. Алексей Дмитриевич потом не раз шутил, что “Любовь на него свалилась с неба”.
Их брак первое время казался идеальным, хотя все окружающие и подмечали, что молодожены выглядят, мягко говоря, странно. Слишком большая разница была между ними. И во взглядах на мир, и в характере.
Но то, что любили они друг друга искренне и сильно — это было очевидно. Большего им было не нужно — они были счастливы. Однако, скоро супруги начали осознавать, насколько они разные люди. Во многом — полные противоположности.
• Она была старше него, более открытая, более прямолинейная. Прагматичная, умеющая подстраиваться под ситуацию и отстаивать свою позицию. У нее было много друзей и знакомых, она любила проводить вечера в компаниях.
• Он — пессимист, интеллектуал, склонный к глубокому самоанализу, доходящему до самокопания. Человек с тонкой душевной организацией, ранимый, замкнутый, необщительный, любящий тишину и уединение.
• Он часто витал в облаках, уходил с головой в свои мысли. А во время работы над очередным фильмом мог не выходить из образа даже дома.
Любе было сложно понять переживания мужа. Ей нравилось ходить с ним в гости к своим друзьям и хвастаться знаменитым супругом. Алексей не переносил такие походы.
Разрыв
Противоречий становилось все больше. Тем не менее, супруги жили вместе, растили двоих детей. Кризис случился, когда Алексею Дмитриевичу было уже за 50.
Его неожиданно уволили из театра. Для Жаркова, ранимого, тонкого человека это было настоящим ударом. Он всегда был добытчиком, а теперь не мог прокормить семью.
Жарков пытался заглушить боль алкоголем. Здоровье ухудшалось с каждым днем. А Люба все чаще заводила разговор о том, что нужно найти какую-никакую работу. Хотя роли в кино все еще предлагали, но из-за ужасного состояния Жарков не мог играть так, как умел.
Жизнь летела под откос. Актер, несмотря на все старания, не мог вырваться из замкнутого круга. Но рядом была Люба. Окончательно все рухнуло тогда, когда она не выдержала и предложила развестись.
Алексей Дмитриевич остался один. Он был в отчаянии. Жену актер продолжал любить так же сильно, как и в первые дни брака. Без нее все было безразличным.
Не было энергии ни на съемки, ни на репетиции, ни на борьбу с апатией и зависимостью.. Последний раз Жарков появился на экране в 2008, в фильме “Палата № 6”. А в 2012 случился инсульт.
Все равно рядом
Узнав о произошедшем, Любовь без раздумий забрала актера к себе в загородный дом. Несмотря на разногласия и обиды окружила его заботой.
Качественный уход и свежий воздух сделали свое дело. Но главное — вернулась любимая женщина. Жарков уверенно пошел на поправку. Но улучшение оказалось временным.
В 2016 инсульт повторился. На этот раз ничего не помогло: врачи и близкие боролись за жизнь актера месяц, но спасти его не смогли. Жарков умер в июне 2016 года.
Он был непростым человеком, невероятно талантливым актером и безнадежным однолюбом. Любовь к своей единственной женщине давала ему силы. Но она же и не дала ему жить дальше, когда в отношениях случился кризис.
У Алексея Дмитриевича осталось двое детей и двое внуков. Близкие отказываются давать интервью и общаться с журналистами. Они бережно хранят память об актере — таком гениальном, ранимом и любящем человеке.