Казалось, ее путь на эстраду был легким и быстрым. Ведь она вышла замуж за известного композитора, и ей покровительствовала сама Людмила Зыкина.
Но на самом деле в жизни Екатерины Шавриной не было ни одной победы, за которую ей не пришлось бы заплатить по самой высокой цене.
В середине лета 1981 года в зале Генеральной Ассамблеи ООН было многолюдно. Все с нетерпением ждали выступления Екатерины Шавриной. Ее концерт был организован в качестве демонстрации добрых намерений Советского Союза.
В прошлом году в Москве прошла Олимпиада, а теперь в ООН поет советская певица. В те времена именно Шаврина отражала русско-советскую песню. Отбор Шаврина прошла легко. Вопросы ей задавали не трудные. И так было понятно, что певица в любом случае поедет.
А вот ее музыканты не смогли доказать свою политическую благонадежность. Их не выпустили. Шаврина осталась одна. Ей предложили баяниста, которого Шафрина послушала и отказалась. Потому что он только портил ее пение.
Однако Екатерине сказали, что полететь за границу в одиночку не получится никак. И подчеркнули: аккомпанировать тебе будет именно этот баянист.
Хочешь ты этого или нет. Два дня до отъезда посвятили репетициям. Но что можно было сделать за это время. Аккомпаниатор не знал песен Шавриной. Было понятно: спасти их может только чудо.
С тяжелым сердцем певица отправилась в Нью-Йорк. Концерт Екатерина Шаврина начала с песни “Выйду на улицу”. Баянист аккомпанировал сносно, хотя и не идеально.
Но во время второй песни его будто подменили. Все оказалось до банального просто. Баянист попробовал виски, и ему понравилось. С грехом пополам Шаврина допела вторую песню.
Ослепительно улыбнулась залу, повернулась к баянисту и прошептала: Уходи. Сейчас же. На глазах у изумленных зрителей аккомпаниатор встал и бочком покинул сцену. Певица осталась одна.
Екатерина смотрела в зал и как-будто видела заголовки в газетах: “Советская певица сорвала концерт в Зале Генеральной Ассамблеи ООН”. Ей же этого не простят. Ей же больше никогда не разрешат выступать. Значит, надо держаться. Целых сорок минут.
Выбираться из невероятных ситуаций, Кате, казалось, на роду было написано. Она родилась в большой, но бедной семье в поселке Пышма Свердловской области. Родители не сразу обратили внимание на то, что дочь растет, но молчит.
Когда Кате исполнилось 4 года, ее показали врачу. Оказалось, что у будущей певицы проблемы со слухом. Строго говоря: его просто не было. Помогла операция. Девочка не только заговорила, она запела.
Судьба продолжала проверять ее на прочность. Погиб отец. Старшие сестры пошли работать. 14-летняя Катя приписала себе 2 года и устроилась уборщицей в местный Дом культуры. Спустя несколько месяцев попала на Доску почета. Для девушки это был стыд и позор.
Она попросила директора убрать ее портрет. Так как не хотела быть лучшей уборщицей, а хотела быть певицей. У Кати был кумир: Людмила Зыкина. Она однажды услышала ее голос по радио и поняла: Вот как надо петь. Но как достичь такого успеха, девочка из глубинки не знала.
Сразу замахнуться на Москву Катя не решилась. Она прочитала в газете о Волжском народном хоре из Куйбышева и решила, что обязательно должна туда попасть. На семейном совете Катю поддержали и купили билет в один конец. Но попасть в этот Волжский хор оказалось не так просто.
Приехав в Куйбышев, 16-летняя Катя с ужасом узнала, что хор уехал в небольшой концертный тур и вернется только через несколько дней.
Шаврина села на ступеньки Дома культуры и расплакалась. Идти ей было некуда. На рыдающую девушку наткнулся руководитель хора Григорий Пономаренко, известный советский композитор.
Его песни пел весь Советский Союз. Но главное: от его слова зависело, кого принять в хор, а кого нет. Пономаренко устроил прослушивание юной певице и был настолько поражен ее талантом, что предложил ей пожить у него дома, пока не вернется хор.
А сам переехал на это время к другу. Лихой поворот в судьбе Екатерины коснулся не только ее профессиональной карьеры.
Григорий Пономаренко, который был старше Шавриной на 21 год, без памяти влюбился и даже сделал предложение. Официально расписаться они не могли. Катя была несовершеннолетней. Стали жить в гражданском союзе.
Для любимой жены Пономаренко написал песни, которые сделали ее знаменитой. “Тополя”, “Колокольчик”, “Нарьян-Мар”. Но самое главное — супруг познакомил Катю с певицей, на которую ей всегда хотелось быть так похожей. С Людмилой Зыкиной.
В тот момент, когда Екатерине показалось, что в ее жизни все сложилось как нельзя лучше, она вдруг узнала, что муж увлекся другой. 22-летняя певица не стала страдать. Решила, что все к лучшему.
В 1964 году Екатерина вместе с годовалым сыном приехала в Москву. Родных или знакомых в столице у нее не было. Но певица и не думала отчаиваться. Уборщицы нужны всегда.
Шаврина устроилась мыть полы в подъезде. Небольшой, но стабильный заработок. А еще маленькая комната в коммуналке. Отличный старт. Шаврина прилежно мыла полы и искала встречи с Людмилой Зыкиной. Не зря же их познакомили.
И тут снова удача. Зыкина оказалась в Москве и согласилась повидаться. Это она заставила ее поступить в училище на вокал. Более того, Зыкина устроила Екатерину на работу в Москонцерт.
Москонцерт был солидной организацией. Все столичные эстрадные артисты мечтали попасть туда на службу. Ведь это гарантированные гастроли по всему СССР.
И что было важно для Шавриной, она могла совмещать работу с учебой. Все удавалось Шавриной. Она получила диплом об окончании музыкального училища. А вскоре ее пригласили на телевидение.
В 1969 году у Шавриной появился первый шлягер. “Что было, то было” за певицей пела вся страна. Екатерина Шаврина выступала сольно. Ездила с гастролями по стране. Ее уже узнавали. Но все же до популярности Людмилы Зыкиной ей было как до неба. Нужен супершлягер.
И тут она услышала, что на “Мосфильме” снимается многосерийный фильм “Тени исчезают в полдень”. Ищут исполнительницу главной песни. Она пошла на прослушивание, но оказалось, что певицу уже нашли.
Такой ответ Шаврину не устраивал. Она попросила дубль. “Я спою. А вы тогда решите”. Ей дали дубль и с первого дубля поняли, что попали в точку. Популярнейший фильм вынес певицу на самую вершину эстрадного Олимпа. Отныне ее голос звучал отовсюду.
Карьера шла в гору. Личная жизнь тоже налаживалась. В 1970 году на одном из выступлений Екатерина Шаврина познакомилась с тромбонистом Григорием Лаздиным. В счастливый год выхода на экраны фильма “Тени исчезают в полдень” у Шавриной и Лаздина родились девочки-двойняшки.
Но для Шавриной это не стало поводом пересматривать плотный гастрольный график. Сцене было подчинено все. Муж с пониманием относился к тому, что дети не часто видели маму.
Но к тому, что Шаврину в любом городе, куда бы она не приехала, встречают толпы поклонников, привыкнуть не смог. Через 7 лет супруги расстались.
Самая громкая история, породившая массу слухов, случилась, когда певица была с гастролями на Кубе. Ей приписывали роман с Фиделем Кастро.
По признанию самой Шавриной, страстная любовь связывала ее с другим латиноамериканцем. Мэром Рио-де-Жанейро. И все же, когда возлюбленный предложил окончательно переехать в Бразилию, певица отказалась.
И вот летом 1981 года в Зале заседания ООН Екатерина Шаврина оказалась на грани катастрофы. Триумф оборачивался позором. Но не в ее характере сдаваться. Сорок минут Екатерина пела акапельно. Сорок минут держала зал.
В конце выступления публика встала и устроила грандиозную овацию. Несмотря на крики ”Браво!” Екатерина ушла со сцены с ощущением провала. И весь вечер проплакала, не сомневаясь, что ее карьера загублена. Удивительно, но в Москве ее встретили как победительницу.
Более того, через два года Шаврину снова позвали петь в ООН. Восторженные зрители до сих пор подпевают певице. Ведь ее песни все знают наизусть.