Она продолжала играть страсть с уже постылым мужчиной, и какой ценой ей это давалось, можно только догадываться…
За свою довольно короткую творческую жизнь эта актриса сыграла почти в семи десятках фильмов, во множестве спектаклей единственного театра им.
Маяковского. Авторитет Натальи Гундаревой в театре был столь высок и непререкаем, что её называли «Хозяйкой Красного дома». Она одинаково достоверно и убедительно играла императрицу и служанку, сводню и эстрадную звезду, купчиху и бомжиху.
Её полюбили как близкую и понятную русскую женщину. За свой успех, востребованность в театре и в кино и всенародное обожание ей приходилось расплачиваться одиночеством.
Детство
Наталья появилась на свет 28 августа 1948 года в Москве. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на МЗМА – будущем АЗЛК, который на оборудовании, вывезенном в счёт репараций из Германии, собирал первые советские «народные» автомобили Москвич-400 – почти точную копию Opel Kadett.
Мама, Елена Михайловна, работала проектировщиком в одном из московских строительных НИИ. Отец из семьи ушёл рано, и Елена Михайловна поднимала дочь одна.
Росла Наташа на Таганке, а училась в школе рядом со сталинской высоткой на Котельнической набережной. Там жили Александр Твардовский, Галина Уланова, Юрий Завадский, Лидия Смирнова, Людмила Зыкина, и восторженная девочка частенько видела их, что называется, живьём почти в домашней обстановке.
Дети и внуки этих звёзд учились с Наташей в одной школе, а родители устраивали хотя бы раз в месяц культпоходы в театр. Наташа любила бывать на спектаклях, ей нравилась таинственность зрительного зала, а когда начинал двигаться занавес, она буквально трепетала.
Ей казалось, что если бы можно было остаться в этом времени и в этом пространстве, это и было бы счастьем, но об артистической карьере она до поры, до времени не думала.
Наташа от природы была девочкой пухленькой, но по этому поводу не комплексовала и веса своего не стеснялась, хотя школьный физрук постоянно напоминал ей об этом и отгонял от брусьев: он прямо говорил, что её они не выдержат.
Назло всем она записалась в кружок бальных танцев, стала заниматься в художественной самодеятельности, а потом пришла в Театр юного москвича.
Первая любовь
Наташа выглядела старше своего возраста, и в ТЮМе играла, в основном, возрастные роли. Там же она встретила свою первую любовь: молодого статного красавца Владислава Долгорукова, который был старше её на год и тоже рос в неполной семье.
(Вероятно, самой известной ролью Долгорукова в кино стал Алексей Кондратьев – приёмный сын главного героя в телесериале «Рождённая революцией). Влад тоже влюбился в Наташу, и они решили пожениться.
Но мама Владислава, убеждала сына, что бойкая говорливая Наташа, больше похожая на деревенскую девчонку, чем на коренную москвичку, ему не пара.
Она не возражала, чтобы сын встречался с девушкой, но была категорически против свадьбы. Владислав, очень любивший мать, бороться за свою любовь не стал, и подчинился. Наташа посчитала это предательством.
Театральное училище
Разуверившись в любви, Наташа не хотела, чтобы её что-то связывало с театром, где её предали, устроилась в КБ чертёжницей, и через год решила поступать в МИСИ.
Она успешно сдала два экзамена, а с третьего её буквально выдернул друг Виктор Павлов, к тому времени уже окончивший театральное училище им. Михаила Щепкина, и за руку потащил на экзамены в училище им. Бориса Щепкина при театре им. Евгения Вахтангова.
В ТЮМе Наташа занималась не напрасно, и первые два тура прошла легко. Перед третьим туром она струсила и зажалась, экзаменаторы, видя, что девушка талантлива, устроили ей дополнительное испытание, которое она прошла и стала студенткой курса Юрия Катина-Ярцева.
Театр им. Маяковского
Первый успех пришёл к Наталье уже на втором курсе. Бытует легенда, что на экзамене по актёрскому мастерству ректор училища Борис Захава увидел Гундареву в возрастной роли Домны Платоновны в «Воительнице» по Николаю Лескову, и воскликнул, что учиться ей нечему, и она хоть завтра может приходить за дипломом.
Гундарева, всё-таки, доучилась, и заявки на её распределение поступили сразу из нескольких московских театров. Наталья удивила всех, предпочтя Таганке и МХАТу театр им. Маяковского, где главным режиссёром служил талантливый Андрей Гончаров, слывший в Москве самодуром и хамом.
Но вместо успеха Гундарева несколько лет выходила на сцену в небольших ролях. В кино Наталья дебютировала в 1966-м, сыграв главную роль в короткометражке «Хмырь». За следующие 10 лет она снялась в восьми фильмах, роли были не главные, но заметные.
«Банкрот»
В «Маяковке» решили ставить «Банкрота» по пьесе Александра Островского, Гундарева надеялась, что ей дадут роль Олимпиады Самсоновны Большовой, и даже выучила текст и все мизансцены.
Однако Гончаров выбрал на эту роль приму театра Татьяну Доронину, хотя она была вдвое старше Липочки, и на 15 лет – Гундаревой. Наталье уже начало казаться, что больших ролей в театре и в кино у неё никогда не будет, и всерьёз подумывала о том, чтобы сменить сцену.
Но за неделю до премьеры Московский горком партии внезапно откомандировал Доронину в Берлин, и Гончаров, скрепя сердце, по сути, ввёл Гундареву в уже готовый спектакль.
Комиссия Минкульта, когда сдавали спектакль, была в восторге, но накануне премьеры в Москву вернулась Доронина, и ей сказали, что премьеру будет играть Гундарева, а она потом с ней по переменке. Доронина возмутилась, хотела из театра уйти, но осталась ещё на несколько лет.
Спектакль имел оглушительный успех, Гундарева вместе с Дорониной стали главными женскими звёздами «Маяковки», а когда в 1983-м Доронина ушла во МХАТ к Олегу Ефремову, Гундарева до самой смерти оставалась примой, а Гончаров относился к ней с несвойственным ему трепетом.
Первый брак
В 1973-м Гундарева встретилась с другим Гончаровым – Иваном: режиссёр Леонид Хейфец пригласил её играть 20-летнюю Марфеньку в телесериале «Обрыв».
Хейфиц был старше Натальи на 14 лет, но у актрисы и режиссёра начался бурный «служебный роман», и, как только закончились съёмки, они поженились. Леонид хотел стать отцом, но Наталья мечтала не о ребёнке, а о большой сложной роли в кино.
В 1974-м автор замечательного «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов предложил ей не главную, но большую и очень важную роль в своём фильме «Осень». Она согласилась, а потом узнала, что ждёт ребёнка, и между кино и материнством выбрала кино.
В фильме было много откровенных сцен, ему дали третью категорию, копий напечатали очень мало, и зритель его практически не увидел. Для Гундаревой это была двойная трагедия, ведь больше детей она иметь не могла.
«Сладкая женщина»
В 1976 году режиссёр Владимир Фетин снял на «Ленфильме» «Сладкую женщину», которая сделала Гундареву знаменитой на всю страну.
После этого режиссёры буквально завалили её предложениями, и она снималась сразу в пяти картинах в год, а ещё были главные роли в театре.
Началась полоса настоящих триумфов: «Труфальдино из Бергамо» Владимира Воробьёва, и никто поначалу не верил, что пела за Гундареву Елена Дриацкая, «Подранки» Николая Губенко, «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина, «Отпуск в сентябре» Валерия Мельникова.
Читатели журнала «Советский экран» трижды признавали Гундареву лучшей актрисой года – это своеобразный рекорд, который Гундарева делит с Татьяной Дорониной. Казалось бы, сбылось то, о чём она мечтала.
Но за всё надо платить: Хейфец начал ревновать жену к успеху. Наталья понимала, что два прирождённых лидера под одной крышей не уживутся, что больше так продолжаться не может, и ушла от Хейфеца.
В 1978 году Гундарева получила премию Ленинского комсомола, хотя вряд ли хоть одну женщину, сыгранную актрисой, можно было назвать строительницей коммунизма или активной комсомолкой.
Второй брак
В 1979-м Гончаров в «Маяковке» ставил «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Гундарева играла, конечно, главную роль купчихи Катерины Измайловой, а её возлюбленного Серёжу – молодой малоизвестный актёр Виктор Корешков, который был младше Гундаревой на 4 года.
Страсть со сцены перешла в жизнь. Друзья говорили Гундаревой, что Виктора интересует не она, а её известность, что она ему нужна, чтобы самому продвинуться в театре и в кино – примерно то же, что было у героини «Сладкой женщины» Ани Доброхотовой, только там женщина использовала мужчин, а тут наоборот.
Но Наталья была счастлива, и никого не слушала. Ради Гундаревой Виктор бросил жену актрису Наталью Хорохорину, которую знал ещё со «Щепки», и они поженились. Гундарева брала мужа во все экспедиции, просила режиссёров давать ему хотя бы эпизоды.
На съёмках двухсерийного телефильма Леонида Нечаева «Мнимый больной» по Мольеру Гундарева заметила, что муж как-то очень пристально смотрит на молодую актрису Валентину Игнатьеву, и не ошиблась: в 1981-м Корешков ушёл к Игнатьевой, у них родился сын Иван, но от Валентины Виктор тоже ушёл.
Спектакль «Леди Макбет» в театре шёл ещё долго, Гончаров актёра менять не стал, и Гундарева продолжала играть страсть с уже постылым мужчиной, и какой ценой ей это давалось, можно только догадываться…
В 1984-м за роли Ларисы Садофьевой в «Молве» и Катерины Измайловой в «Леди Магбет Мценского уезда» Гундарева получила Госпремию СССР.
«Осенний марафон»
В 1980-м на экраны вышел фильм Георгия Данелии «Осенний марафон». Всё, что мучило её в жизни, Гундарева вложила в образ Нины Бузыкиной.
Все сочувствовали Нине, которую обманывал муж Андрей – плут, как его назвал автор пьесы Александр Володин, окончательно запутавшийся в своих женщинах, своих делах и душевных муках.
Гундарева так убедительно и пронзительно играла страдающую женщину, что у зрителя возник вопрос: как эта счастливая успешная актриса может играть такую боль?
Женщины, которым довелось самим такое пережить, верили ей безоговорочно, а мужчины, доставлявшие страдания своим «половинкам», понимали, на что они их обрекают, а некоторые, говорят, даже стыдились.
Гундарева, же просто играла саму себя. За роль Нины Бузыкиной Гундарева получила Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. В том же году она стала Заслуженной артистки РСФСР.
«Однажды двадцать лет спустя»
В это же время Гундарева снималась у Юрия Егорова в фильме «Однажды двадцать лет спустя» по сценарию Аркадия Инина. У её героини Нади Кругловой было десять детей, и на вопрос, что вы ждёте от жизни, она ответила, что ждёт ребёнка.
После выхода картины, Гундарева стала получать мешки писем от зрителей, и в каждом был вопрос о детях, от чего она испытывала сильную душевную боль, а осознание того, что у неё самой никогда детей не будет, делало эту боль невыносимой.
«Одиноким предоставляется общежитие»
В 1983-м вышел фильм Самсона Самсонова по сценарию того же Инина «Одиноким предоставляется общежитие», где героиня Гундаревой Вера Голубева, сама, будучи одинокой, с упоением устраивала личную жизнь соседок по общаге, и, в конце концов, совершенно случайно, обрела личное счастье. Гундарева своего счастья ждала ещё два года.
«Зимний вечер в Гаграх»
В 1985 году в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» Гундарева сыграла небольшую, но яркую роль высокомерной, но доброй эстрадной звезды Ирины Мельниковой с явным намёком на Аллу Пугачёву, которая к тому времени снялась уже в пяти фильмах, а в 1978 году была даже признана лучшей актрисой года.
Шахназаров изначально предлагал эту роль Пугачёвой, но она не захотела повторяться, и отказалась. Песню за Гундареву в фильме пела Лариса Долина.
Авария
В 1985 году Гундарева за рулём своей машины ехала на репетицию в театр, и попала в страшную аварию, обстоятельства и подробности которой она потом так и не вспомнила.
Она получила множество переломов, несколько месяцев восстанавливалась, и на съёмки очередного фильма уехала на костылях, потому, что хотела успеть всё.
Третий брак
В 1986 году Гундарева стала Народной артисткой РСФСР и снова вышла замуж. Актёр Михаил Филиппов служил в той же «Маяковке», они были знакомы больше десятка лет, дружили, и поняли, что полюбили друг друга, были счастливы и оставались вместе до самого ухода Натальи.
За три года до замужества в пронзительном и трогательном двухсерийном телефильме Валерия Кремнёва «Хозяйка детского дома» Гундарева играла директрису детдома, которая искренне переживает за судьбу каждого своего воспитанника.
Возможно, это повлияло на их с мужем решение взять приёмную дочь Ирину. Гундарева неожиданно для многих оказалась хорошей хозяйкой, хранительницей домашнего очага.
Она продолжала бежать, как в прямом, так и в переносном смысле, а на случающиеся периодически сердечные боли внимания не обращала.
Сердце стало болеть всё чаще и всё сильнее
В 90-е ролей стало меньше, и Гундареву это угнетало, она понимала, что должна что-то изменить и измениться сама. Она пошла на операцию по омоложению и коррекции фигуры, и поначалу это принесло результат: Наталья и в самом деле похудела и похорошела.
Появились новые роли, но сердце стало болеть всё чаще и всё сильнее, однако Гундарева не думала останавливаться, работала на износ, оставляя на сон считанные часы.
Она снималась в телесериалах в ролях современных деловых женщин, уйдя от надоевшего ей амплуа разбитных бабёнок из народа. Гонка привела к тому, что 19 июля 2001-го на даче у Гундаревой случился инсульт.
Ей было всего 53 года. Две недели она пролежала в коме. Доктора не были уверены, что она сможет восстановиться, ходить, говорить. Но когда актриса пришла в себя, она сразу спросила, когда сможет играть.
Восстанавливалась Гундарева долго, каждый шаг, каждое слово давались ей с трудом. Через год ей разрешили отпраздновать свой 54-й день рождения. Она мечтала вернуться на сцену и на съёмочную площадку.
Чтобы помочь быстрее набрать форму, Гундаревой предложили должность помощника худрука театра. Но выздоровление шло медленно и, по-прежнему, мучительно, и в полную силу работать она не могла, часто уходила на больничный.
Хуже всего было то, что Гундарева не могла ничего не делать: ей нужна была работа, съёмки, спектакли, постоянное общение с множеством людей. И в то же время она не хотела, чтобы её друзья видели её подурневшую и беспомощную, и просила не приходить к ним домой.
Осенью 2004-го здоровье Гундаревой ухудшилось, домой часто приезжала «скорая», её увозили в больницу, после краткосрочного улучшения она возвращалась домой. Так продолжалось почти несколько месяцев, и 15 мая 2005 года Наталья Гундарева умерла. Ей было всего 56 лет.