Его мама убеждала сына, что она ему не пара, но она продолжала играть страсть с уже постылым мужчиной

Она продолжала играть страсть с уже постылым мужчиной, и какой ценой ей это давалось, можно только догадываться…

За свою довольно короткую творческую жизнь эта актриса сыграла почти в семи десятках фильмов, во множестве спектаклей единственного театра им.

Маяковского. Авторитет Натальи Гундаревой в театре был столь высок и непререкаем, что её называли «Хозяйкой Красного дома». Она одинаково достоверно и убедительно играла императрицу и служанку, сводню и эстрадную звезду, купчиху и бомжиху.

Её полюбили как близкую и понятную русскую женщину. За свой успех, востребованность в театре и в кино и всенародное обожание ей приходилось расплачиваться одиночеством.

Детство

Наталья появилась на свет 28 августа 1948 года в Москве. Отец, Георгий Макарович, работал инженером на МЗМА – будущем АЗЛК, который на оборудовании, вывезенном в счёт репараций из Германии, собирал первые советские «народные» автомобили Москвич-400 – почти точную копию Opel Kadett.

Мама, Елена Михайловна, работала проектировщиком в одном из московских строительных НИИ. Отец из семьи ушёл рано, и Елена Михайловна поднимала дочь одна.

Наталья Гундарева в детстве

Росла Наташа на Таганке, а училась в школе рядом со сталинской высоткой на Котельнической набережной. Там жили Александр Твардовский, Галина Уланова, Юрий Завадский, Лидия Смирнова, Людмила Зыкина, и восторженная девочка частенько видела их, что называется, живьём почти в домашней обстановке.

Дети и внуки этих звёзд учились с Наташей в одной школе, а родители устраивали хотя бы раз в месяц культпоходы в театр. Наташа любила бывать на спектаклях, ей нравилась таинственность зрительного зала, а когда начинал двигаться занавес, она буквально трепетала.

Ей казалось, что если бы можно было остаться в этом времени и в этом пространстве, это и было бы счастьем, но об артистической карьере она до поры, до времени не думала.

Наташа от природы была девочкой пухленькой, но по этому поводу не комплексовала и веса своего не стеснялась, хотя школьный физрук постоянно напоминал ей об этом и отгонял от брусьев: он прямо говорил, что её они не выдержат.

Назло всем она записалась в кружок бальных танцев, стала заниматься в художественной самодеятельности, а потом пришла в Театр юного москвича.

Первая любовь

Наташа выглядела старше своего возраста, и в ТЮМе играла, в основном, возрастные роли. Там же она встретила свою первую любовь: молодого статного красавца Владислава Долгорукова, который был старше её на год и тоже рос в неполной семье.

(Вероятно, самой известной ролью Долгорукова в кино стал Алексей Кондратьев – приёмный сын главного героя в телесериале «Рождённая революцией). Влад тоже влюбился в Наташу, и они решили пожениться.

Но мама Владислава, убеждала сына, что бойкая говорливая Наташа, больше похожая на деревенскую девчонку, чем на коренную москвичку, ему не пара.

Она не возражала, чтобы сын встречался с девушкой, но была категорически против свадьбы. Владислав, очень любивший мать, бороться за свою любовь не стал, и подчинился. Наташа посчитала это предательством.

«В Москве проездом…» (1970)

Театральное училище

Разуверившись в любви, Наташа не хотела, чтобы её что-то связывало с театром, где её предали, устроилась в КБ чертёжницей, и через год решила поступать в МИСИ.

Она успешно сдала два экзамена, а с третьего её буквально выдернул друг Виктор Павлов, к тому времени уже окончивший театральное училище им. Михаила Щепкина, и за руку потащил на экзамены в училище им. Бориса Щепкина при театре им. Евгения Вахтангова.

Читайте также  Разрушила две семьи и в 40 лет обрела счастье – как живёт сейчас одна из самых востребованных актрис Алёна Бабенко

В ТЮМе Наташа занималась не напрасно, и первые два тура прошла легко. Перед третьим туром она струсила и зажалась, экзаменаторы, видя, что девушка талантлива, устроили ей дополнительное испытание, которое она прошла и стала студенткой курса Юрия Катина-Ярцева.

«Здравствуй и прощай» (1972)

Театр им. Маяковского

Первый успех пришёл к Наталье уже на втором курсе. Бытует легенда, что на экзамене по актёрскому мастерству ректор училища Борис Захава увидел Гундареву в возрастной роли Домны Платоновны в «Воительнице» по Николаю Лескову, и воскликнул, что учиться ей нечему, и она хоть завтра может приходить за дипломом.

Гундарева, всё-таки, доучилась, и заявки на её распределение поступили сразу из нескольких московских театров. Наталья удивила всех, предпочтя Таганке и МХАТу театр им. Маяковского, где главным режиссёром служил талантливый Андрей Гончаров, слывший в Москве самодуром и хамом.

Но вместо успеха Гундарева несколько лет выходила на сцену в небольших ролях. В кино Наталья дебютировала в 1966-м, сыграв главную роль в короткометражке «Хмырь». За следующие 10 лет она снялась в восьми фильмах, роли были не главные, но заметные.

«Ищу человека» (1973)

«Банкрот»

В «Маяковке» решили ставить «Банкрота» по пьесе Александра Островского, Гундарева надеялась, что ей дадут роль Олимпиады Самсоновны Большовой, и даже выучила текст и все мизансцены.

Однако Гончаров выбрал на эту роль приму театра Татьяну Доронину, хотя она была вдвое старше Липочки, и на 15 лет – Гундаревой. Наталье уже начало казаться, что больших ролей в театре и в кино у неё никогда не будет, и всерьёз подумывала о том, чтобы сменить сцену.

Но за неделю до премьеры Московский горком партии внезапно откомандировал Доронину в Берлин, и Гончаров, скрепя сердце, по сути, ввёл Гундареву в уже готовый спектакль.

Комиссия Минкульта, когда сдавали спектакль, была в восторге, но накануне премьеры в Москву вернулась Доронина, и ей сказали, что премьеру будет играть Гундарева, а она потом с ней по переменке. Доронина возмутилась, хотела из театра уйти, но осталась ещё на несколько лет.

Спектакль имел оглушительный успех, Гундарева вместе с Дорониной стали главными женскими звёздами «Маяковки», а когда в 1983-м Доронина ушла во МХАТ к Олегу Ефремову, Гундарева до самой смерти оставалась примой, а Гончаров относился к ней с несвойственным ему трепетом.

«Осень» (1974)

Первый брак

В 1973-м Гундарева встретилась с другим Гончаровым – Иваном: режиссёр Леонид Хейфец пригласил её играть 20-летнюю Марфеньку в телесериале «Обрыв».

Хейфиц был старше Натальи на 14 лет, но у актрисы и режиссёра начался бурный «служебный роман», и, как только закончились съёмки, они поженились. Леонид хотел стать отцом, но Наталья мечтала не о ребёнке, а о большой сложной роли в кино.

В 1974-м автор замечательного «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов предложил ей не главную, но большую и очень важную роль в своём фильме «Осень». Она согласилась, а потом узнала, что ждёт ребёнка, и между кино и материнством выбрала кино.

В фильме было много откровенных сцен, ему дали третью категорию, копий напечатали очень мало, и зритель его практически не увидел. Для Гундаревой это была двойная трагедия, ведь больше детей она иметь не могла.

«Подранки» (1976)

«Сладкая женщина»

В 1976 году режиссёр Владимир Фетин снял на «Ленфильме» «Сладкую женщину», которая сделала Гундареву знаменитой на всю страну.

После этого режиссёры буквально завалили её предложениями, и она снималась сразу в пяти картинах в год, а ещё были главные роли в театре.

Началась полоса настоящих триумфов: «Труфальдино из Бергамо» Владимира Воробьёва, и никто поначалу не верил, что пела за Гундареву Елена Дриацкая, «Подранки» Николая Губенко, «Вас ожидает гражданка Никанорова» Леонида Марягина, «Отпуск в сентябре» Валерия Мельникова.

Читайте также  Зачем в СССР сдавали пустые бутылки, почему их не сдают сейчас

Читатели журнала «Советский экран» трижды признавали Гундареву лучшей актрисой года – это своеобразный рекорд, который Гундарева делит с Татьяной Дорониной. Казалось бы, сбылось то, о чём она мечтала.

Но за всё надо платить: Хейфец начал ревновать жену к успеху. Наталья понимала, что два прирождённых лидера под одной крышей не уживутся, что больше так продолжаться не может, и ушла от Хейфеца.

«Сладкая женщина» (1976)
«Сладкая женщина» (1976)

В 1978 году Гундарева получила премию Ленинского комсомола, хотя вряд ли хоть одну женщину, сыгранную актрисой, можно было назвать строительницей коммунизма или активной комсомолкой.

Второй брак

В 1979-м Гончаров в «Маяковке» ставил «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Гундарева играла, конечно, главную роль купчихи Катерины Измайловой, а её возлюбленного Серёжу – молодой малоизвестный актёр Виктор Корешков, который был младше Гундаревой на 4 года.

Страсть со сцены перешла в жизнь. Друзья говорили Гундаревой, что Виктора интересует не она, а её известность, что она ему нужна, чтобы самому продвинуться в театре и в кино – примерно то же, что было у героини «Сладкой женщины» Ани Доброхотовой, только там женщина использовала мужчин, а тут наоборот.

Но Наталья была счастлива, и никого не слушала. Ради Гундаревой Виктор бросил жену актрису Наталью Хорохорину, которую знал ещё со «Щепки», и они поженились. Гундарева брала мужа во все экспедиции, просила режиссёров давать ему хотя бы эпизоды.

На съёмках двухсерийного телефильма Леонида Нечаева «Мнимый больной» по Мольеру Гундарева заметила, что муж как-то очень пристально смотрит на молодую актрису Валентину Игнатьеву, и не ошиблась: в 1981-м Корешков ушёл к Игнатьевой, у них родился сын Иван, но от Валентины Виктор тоже ушёл.

Спектакль «Леди Макбет» в театре шёл ещё долго, Гончаров актёра менять не стал, и Гундарева продолжала играть страсть с уже постылым мужчиной, и какой ценой ей это давалось, можно только догадываться…

В 1984-м за роли Ларисы Садофьевой в «Молве» и Катерины Измайловой в «Леди Магбет Мценского уезда» Гундарева получила Госпремию СССР.

«Труффальдино из Бергамо» (1976)
«Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978)

«Осенний марафон»

В 1980-м на экраны вышел фильм Георгия Данелии «Осенний марафон». Всё, что мучило её в жизни, Гундарева вложила в образ Нины Бузыкиной.

Все сочувствовали Нине, которую обманывал муж Андрей – плут, как его назвал автор пьесы Александр Володин, окончательно запутавшийся в своих женщинах, своих делах и душевных муках.

Гундарева так убедительно и пронзительно играла страдающую женщину, что у зрителя возник вопрос: как эта счастливая успешная актриса может играть такую боль?

Женщины, которым довелось самим такое пережить, верили ей безоговорочно, а мужчины, доставлявшие страдания своим «половинкам», понимали, на что они их обрекают, а некоторые, говорят, даже стыдились.

Гундарева, же просто играла саму себя. За роль Нины Бузыкиной Гундарева получила Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. В том же году она стала Заслуженной артистки РСФСР.

«Осенний марафон» (1979)

«Однажды двадцать лет спустя»

В это же время Гундарева снималась у Юрия Егорова в фильме «Однажды двадцать лет спустя» по сценарию Аркадия Инина. У её героини Нади Кругловой было десять детей, и на вопрос, что вы ждёте от жизни, она ответила, что ждёт ребёнка.

После выхода картины, Гундарева стала получать мешки писем от зрителей, и в каждом был вопрос о детях, от чего она испытывала сильную душевную боль, а осознание того, что у неё самой никогда детей не будет, делало эту боль невыносимой.

«Однажды, двадцать лет спустя» (1980)

«Одиноким предоставляется общежитие»

В 1983-м вышел фильм Самсона Самсонова по сценарию того же Инина «Одиноким предоставляется общежитие», где героиня Гундаревой Вера Голубева, сама, будучи одинокой, с упоением устраивала личную жизнь соседок по общаге, и, в конце концов, совершенно случайно, обрела личное счастье. Гундарева своего счастья ждала ещё два года.

Читайте также  Удивительная методика! Дата рождения определяет судьбу! Посчитала за пару минут!
«Одиноким предоставляется общежитие» (1983)

«Зимний вечер в Гаграх»

В 1985 году в картине Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» Гундарева сыграла небольшую, но яркую роль высокомерной, но доброй эстрадной звезды Ирины Мельниковой с явным намёком на Аллу Пугачёву, которая к тому времени снялась уже в пяти фильмах, а в 1978 году была даже признана лучшей актрисой года.

Шахназаров изначально предлагал эту роль Пугачёвой, но она не захотела повторяться, и отказалась. Песню за Гундареву в фильме пела Лариса Долина.

«Зимний вечер в Гаграх» (1985)

Авария

В 1985 году Гундарева за рулём своей машины ехала на репетицию в театр, и попала в страшную аварию, обстоятельства и подробности которой она потом так и не вспомнила.

Она получила множество переломов, несколько месяцев восстанавливалась, и на съёмки очередного фильма уехала на костылях, потому, что хотела успеть всё.

«Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988)

Третий брак

В 1986 году Гундарева стала Народной артисткой РСФСР и снова вышла замуж. Актёр Михаил Филиппов служил в той же «Маяковке», они были знакомы больше десятка лет, дружили, и поняли, что полюбили друг друга, были счастливы и оставались вместе до самого ухода Натальи.

За три года до замужества в пронзительном и трогательном двухсерийном телефильме Валерия Кремнёва «Хозяйка детского дома» Гундарева играла директрису детдома, которая искренне переживает за судьбу каждого своего воспитанника.

Возможно, это повлияло на их с мужем решение взять приёмную дочь Ирину. Гундарева неожиданно для многих оказалась хорошей хозяйкой, хранительницей домашнего очага.

Она продолжала бежать, как в прямом, так и в переносном смысле, а на случающиеся периодически сердечные боли внимания не обращала.

«Хозяйка детского дома» (1983)

Сердце стало болеть всё чаще и всё сильнее

В 90-е ролей стало меньше, и Гундареву это угнетало, она понимала, что должна что-то изменить и измениться сама. Она пошла на операцию по омоложению и коррекции фигуры, и поначалу это принесло результат: Наталья и в самом деле похудела и похорошела.

Появились новые роли, но сердце стало болеть всё чаще и всё сильнее, однако Гундарева не думала останавливаться, работала на износ, оставляя на сон считанные часы.

Она снималась в телесериалах в ролях современных деловых женщин, уйдя от надоевшего ей амплуа разбитных бабёнок из народа. Гонка привела к тому, что 19 июля 2001-го на даче у Гундаревой случился инсульт.

Ей было всего 53 года. Две недели она пролежала в коме. Доктора не были уверены, что она сможет восстановиться, ходить, говорить. Но когда актриса пришла в себя, она сразу спросила, когда сможет играть.

«Виват, гардемарины!» (1991)

Восстанавливалась Гундарева долго, каждый шаг, каждое слово давались ей с трудом. Через год ей разрешили отпраздновать свой 54-й день рождения. Она мечтала вернуться на сцену и на съёмочную площадку.

Чтобы помочь быстрее набрать форму, Гундаревой предложили должность помощника худрука театра. Но выздоровление шло медленно и, по-прежнему, мучительно, и в полную силу работать она не могла, часто уходила на больничный.

Хуже всего было то, что Гундарева не могла ничего не делать: ей нужна была работа, съёмки, спектакли, постоянное общение с множеством людей. И в то же время она не хотела, чтобы её друзья видели её подурневшую и беспомощную, и просила не приходить к ним домой.

«Хочу в тюрьму» (1998)

Осенью 2004-го здоровье Гундаревой ухудшилось, домой часто приезжала «скорая», её увозили в больницу, после краткосрочного улучшения она возвращалась домой. Так продолжалось почти несколько месяцев, и 15 мая 2005 года Наталья Гундарева умерла. Ей было всего 56 лет.

Источник