Вопрос: «Что значит иметь духовника? Где его взять, как найти? Дайте практические указания. Объясните регламент отношений между духовником и прихожанином»
Отвечает священник:
Иметь духовника значит иметь священника, у которого ты регулярно исповедуешься и которому ты вверяешь руководство в твоей духовной жизни.
Духовник или, как мы его обычно называем, духовный отец – это человек, который видит тебя не раз в год, а видит тебя в твоем развитии и знает тебя уже хорошо через несколько лет, поэтому может тебе дать какой-то более важный работающий совет. Но, может быть, даже не это главное.
Духовник – это священник, который, молясь за тебя, принимая тебя в свое сердце, начинает тебя по-братски любить. И, конечно, это стоит дорогого, если это такой духовник.
Кстати, об этом не надо забывать, потому что мы, священники, часто сталкиваемся с тем, что человек взял, ушел из храма, ходил 15 лет или 20 лет ходил, переехал жить в новое место, пошел в новый храм, и у него не хватило просто человечности, воспитания, такта и жалости, чтобы прийти и сказать:
«Батюшка, я теперь хожу в другой храм, потому что я чувствую, что там мне полезнее. Вас благодарю. Раз в год я приезжаю поздравить вас с Днём Ангела. Вы сыграли такую важную роль в моём духовном росте. Спасибо, благодарю, молюсь за вас».
Священники часто сердечно привязываются к человеку, нормальный священник не может этого избежать. Когда мирянин приходит к священнику, ведь он не хочет перед собой иметь робота-автоответчика, он хочет встретить любящее сердце.
И когда священник привязывается к своему прихожанину, не надо быть к нему жестоким. Духовник – это человек, который, мы надеемся, более опытен в духовной жизни, поэтому может ответить на вопросы окормляющегося у него человека.
Где его взять и как найти?
Прежде всего, об этом надо много молиться и просить этого. Есть приходы большие, есть храмы, где, допустим, люди приходят к любому священнику, который сейчас стоит по очереди на исповеди.
И духовнические отношения у них ни с кем не складываются. Совершаются ли таинства покаяния и Евхаристии в полноте? Конечно, совершаются. Не всякому дано иметь духовника. Потому что духовник еще должен быть с вами очень созвучен.
Это как дружба. Есть много прекрасных людей, с которыми у нас не складывается дружба. Может быть, такие обстоятельства, но тем не менее, это люди, которых мы уважаем и знаем как прекрасных людей.
Также точно и здесь. Духовник в связи со своим духовным чадом – это что-то очень тонкое, появившееся как чудо, как тонкая дружба, основанная на доверии, которая перерастает в любовь.
Бывает так, что вы живете там, где один храм и один священник, и не получается у вас построить отношения с ним как с духовником. Вы ходите, исповедуетесь, приносите текущую исповедь, но этого не возникает.
Бывает, что человек, например, ездит там 2-3 раза в год, за какое-то количество километров в другой храм, даже в другой город, исповедоваться своему духовнику.
Заранее согласовывается с ним время, приезжает к нему со списком вопросов, конечно, с покаянием, и ему выделяет духовник полтора часа, например, и подробно, помолясь, с ним говорит.
Очень многие ведут такую покаянную жизнь. Например, я. Я текущую исповедь перед литургией обычно приношу священникам, с которыми мы сослужим, но какое-то количество раз в год я езжу к своему духовнику, заранее с ним согласовав это, и руководство в моей духовной жизни осуществляет именно он.
Если вы помолитесь и попросите об этом Бога, Господь вам укажет такого священника. Практическое указание одно – это молитва и поиск. Поиск из тех, кто доступен вам по расстоянию, которое вы можете преодолеть.
Регламент отношений между духовником и прихожанином нельзя объяснить. Он у всех разный. И разным людям нужны разные духовники. Бывают духовники больше ориентированные на традицию монашеского окормления с сильным послушанием, с иногда волевым решением за свое чадо.
Не всем это подходит, но есть люди с разрушенной волей, с атрофированной волей, которые иначе не могут, которые живут полноценной духовной жизнью только тогда, когда они знают, что часть этой воли несет на себе их духовник.
Это как с родителями. Пока ребенок еще мал, его волевая конструкция не костяная, а хрящевая. Его самого поставить нельзя – он упадет. Поэтому родительская воля заменяет волю ребенка.
Но задача духовника, как и задача родителей, вырастить человека так, чтобы он мог жить полноценно, радостно с Богом, совершая как можно меньше ошибок, но уже без родителей.
Если завтра Господь призовет духовника, он должен сделать так, чтобы его духовные чада были к этому времени взрослыми, принимающими правильно самостоятельные решения христианами.
Бывают люди, которых так, как я описал, окормлять нельзя. Духовник не имеет права похищать волю человека, даже если он на какое-то время её на себя берет, то это только для того, чтобы вырастить человека с действующей духовной волей.
Как это происходит – это всегда тайна. Это как дружба, это как любовь. У всех по-разному. Но если вы у Бога попросите, Господь вам в ответ на вашу молитву укажет такого священника.
Текст основан на видео с канала «Протоиерей Федор Бородин»