О принятии монашеского обета задумываются многие воцерковлённые христиане — что же может быть лучше уединения, горячих молитв, гармонии с природой и возможности полностью абстрагироваться от мирской суеты и повседневных проблем?
И, наверное, каждый верующий человек хоть раз отправлялся в паломничество в ту или иную обитель, однако же монахами становятся очень немногие из нас. И в этом нет ничего удивительного или странного.
Рассказал о том, что ждёт человека, решившего стать иноком, один воцерковлённый христианин: «…Некоторое время назад я всерьёз задумывался о жизни в монастыре и часто посещал различные православные обители.
Чаще всего наведывался в Коренную Пустынь (мужской монастырь в Курской области — прим. ред.) — со временем эта обитель стала для меня самой любимой.
Когда мне удавалось приехать туда, я навещал и чистейший источник, и радовался продолжительным прогулкам по лесу и восхитительным богослужениям, и наслаждался чтением православной литературы.
Особенно хорошо мне запомнилась пасхальная служба, длившаяся почти пять часов… Богослужения в монастырях отличаются от церковных — в обители и атмосфера другая, и сами службы более продолжительные.
Мне в ту пору удалось пожить в нескольких православных монастырях — например, в Дивеевской и Псково-Печёрской обителях, в Сергиевой Лавре, а также в Свято-Троицкой Муромской обители.
Посещение этих Святых мест меня сильно воодушевило — настолько, что я решил — хочу стать монахом! Однако же некоторые сомнения всё-таки оставались, и я отправился к одному знакомому старцу, решив испросить у него совета.
Он рассказал мне о множестве интересных вещей и объяснил, почему монастырская жизнь всё-таки не для меня.
Если Вы, как и я тогда, сомневаетесь, прежде всего сделайте вот что: попробуйте пожить в понравившейся обители и «примерить» на себя этот нелёгкий крест.
Кроме того, вот несколько причин, о которых Вам стоит знать прежде, чем примете то или иное решение:
1. Не стоит помышлять о монастырской жизни, если Вы — невоцерковлённый христианин. Основа жизни любой обители — это службы, длительные и сосредоточенные. Людям, не привыкшим к молитвам, в монастырских стенах быстро станет тоскливо.
2. Такое понятие, как «монастырская романтика», существует только в книгах. Реальность же оказывается гораздо более прозаичной: иноки встают чуть свет, не брезгуют мытьём туалетов, а также не беспокоятся об отсутствии отдыха и личного пространства.
3. Если Вы хотите уйти в монастырь из-за неудач в личной жизни или на работе, то от этого желания следует отказаться. В обитель уходят ради службы Господу и людям, но не из-за того, что в мирской жизни что-то не складывается.
А потому, если Вы не желаете написать очередную «Исповедь бывшей послушницы» (речь о книге Марии Кикоть — прим. ред.), стремитесь к самореализации и укреплению в вере в мирской жизни.
4. Если терзают сомнения и не знаете, как поступить, лучше отложите монашескую жизнь. Монашеский путь предназначен тем, у кого нет никаких сомнений. Об этом же писал и Николай Сербский в одном из своих писем, адресованных сомневающейся христианке:
«…Дитя моё, если тебя терзают сомнения, знай: лучше тебе избрать брак, нежели чем жизнь в обители. Монашество не терпит сомнений и неуверенности.
Святой Савва ни минуты не сомневался, как и Святая Федора, Ксения, Евфимия и иные православные подвижники. Не каждый сможет пройти по такому пути, но только тот, кому это будет дано».
5. Тот, кто привык идти на поводу у собственной гордыни, в обители не приживётся. Если Вам трудно побороть гордость и тщеславность в миру, если Вы то и дело вступаете в споры и привыкли стоять на своём, то лучше отказаться от монашеского пути, потому что в обители «послушание превыше всего прочего».
И это — лишь несколько основных причин, которые Вам следует «взвесить» перед принятием решения. Кроме того, помните о том, что жизнь в кругу семьи — это тоже нелёгкий и спасительный путь, ведь, ежедневно заботясь о своих родных, мы, таким образом, «служим ближнему своему».
И потому, если Вы горячо желаете служить Небесному Отцу и людям, попытайтесь прежде послужить собственным близким. А в обитель Бог Вас и так приведёт, если будет на то Его Воля».
Высказал своё мнение о том, кому не стоит отправляться в монастырь, и протоиерей Андрей Ефанов:
«…Монашество — это особый путь, который избирают люди, ищущие спасения, или, иначе говоря, обретения единства с Господом.
И принимать постриг следует не от желания убежать от невзгод или одиночества, но от стремления к достижению полноты в духовном плане.
Иногда человек не может устроиться и найти своё место в мирской жизни, потому что жизнь эта ему попросту не соответствует. Некоторые из нас не созданы для жизни в миру — они тяготеют к монашеству и уединению.
И такой человек, поселившись в монастыре, становится счастливым, но не из-за пресловутого «побега от проблем», а от того, что он, наконец-то, на своём месте.
Однако же большинство из нас для обители не созданы — мы ошибаемся, но по иным причинам. Тут может играть роль и леность, и некомпетентность, и особенности характера, и отсутствие самодисциплины или образования, и духовная слабость, из-за которой нам так сложно мириться с теми или иными неудачами.
В подобном случае монастыри могут быть лишь временными убежищами, в которых можно духовно «подлечиться», а после этого вернуться в мир с новыми мыслями и силами.
И стратегии эти ни в коем случае нельзя путать, пытаясь самого себя обмануть. Я уверен в том, что человек, созданный для жизни в обители, так или иначе к этой жизни придёт, но люди, созданные для иного служения, могут допустить в этом случае ошибку.
Это вполне объяснимо — когда нам плохо и горько, нам хочется где-то спрятаться, скрыться, и пожить в месте, где уклад уже налажен и без нас.
Как не допустить ошибку — другой вопрос, и, надо заметить, непростой. Почаще молитесь, общайтесь с духовным наставником, никуда не спешите и будьте честны как с самим собой, так и с Господом».