После успеха фильма «Москва слезам не верит» автор сценария, советский сценарист и драматург Валентин Черных приобрёл невероятную популярность.
К нему на интервью напрашивались многие печатные издания, приглашали на телевидение и на творческие встречи. Но Валентин Константинович был непубличным человеком.
Поэтому старался избегать журналистов и не любил выступать на мероприятиях, где собиралось большое количество людей.
И тем не менее известно об одном развернутом интервью сценариста, которое было опубликовано в 1981 году в «Литературной газете» сразу после присуждения американского «Оскара» фильму «Москва слезам не верит».
Из этого интервью читатели узнали некоторые интересные подробности работы над сценарием этого фильма.
Сценарий был написан для участия в конкурсе, который объявили столичные власти на лучший фильм о Москве. А так как в семидесятые годы тема лимитчиков в столице была особенно актуальной, Черных решил написать историю о трёх приезжих подругах, мечтающих стать москвичками.
После завершения работы ему самому сценарий не очень понравился, и, возможно, со временем он его бы улучшил. Но для этого уже не оставалось времени, так как приближался последний день приёма конкурсных работ. Поэтому на свою победу автор особенно и не рассчитывал.
Но его сценарий занял почётное третье место. И даже более почётное, чем обычно, потому что первые два места не присудили никому.
После того как Владимир Меньшов взял сценарий в работу, они вместе доработали сюжет, что-то убрали, что-то добавили, но в целом многолетняя история трёх подруг осталась почти без изменений.
В интервью Валентин Константинович Черных рассказал, что образ главной героини Екатерины Тихомировой является собирательным.
Например, многое было взято из биографии министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, которая тоже получила высшее образование на вечернем факультете Института химических технологий, а первый муж бросил её одну с маленькой дочкой на руках.
Но, тем не менее, за счёт трудолюбия и необыкновенного упорства она сделала блестящую карьеру, как и героиня фильма.
Которая стала руководителем крупного предприятия, депутатом Моссовета и, возможно, с годами тоже бы могла дорасти до министра.
Образ Тони Буяновой также был собирательным, так как её судьба была очень типичной для многих московских лимитчиц того времени, которые повыскакивали замуж за московских парней и очень быстро ассимилировались в столице.
А вот третью подругу, Людмилу Свиридову, оказывается, автор написал с вполне конкретного человека. Причем практически снял копию как внешности, так и характера той молодой женщины, так как достаточно хорошо знал её лично.
Она приехала в Москву из далекого провинциального городка с твердым намерением кардинально изменить свою жизнь путем удачного замужества.
Идти работать на фабрику или хлебозавод (как героиня фильма) она не собиралась, так как случайно в поезде познакомилась с попутчицей, которая дала ей рекомендацию, чтобы устроиться домработницей к известному московскому писателю.
А с этим писателем был хорошо знаком Валентин Черных, поэтому он имел возможность позже познакомиться и даже немного подружиться с этой молодой женщиной.
В свободное время она одевалась, как московская модница, и посещала разные популярные в столице места, где можно было бы встретить достойную партию для брака.
Она не скрывала своих намерений и планов от Валентина, считая его своим добрым знакомым, и даже отстаивала свою жизненную позицию, которую она охарактеризовала одной фразой: «Москва — это большая лотерея!»
Она специально посещала престижные кладбища, где можно было встретить достойных вдовцов. Достала членский билет в Ленинскую библиотеку, где пыталась найти академика, профессора или, на худой конец, доктора наук. Ходила на модные выставки и концерты.
В итоге она своего добилась и вышла замуж за известного спортсмена, с которым случайно познакомилась в метро. Так что автору сценария почти ничего не пришлось выдумывать.
Кстати, когда она знакомилась с кандидатами в мужья, она всем представлялась племянницей этого известного писателя.
Тем более что она жила в его большой квартире, в отдельной комнате для прислуги. Так что историю с мнимыми дочками академика Тихомирова сценарист также позаимствовал у этого прототипа.
Возможно, именно поэтому фильм получился очень жизненным и правдивым, что ему поверили не только советские зрители, но и иностранные.
Некоторые американские источники утверждают, что когда президент Рональд Рейган готовился к переговорам с Михаилом Горбачевым.
То он по рекомендации своих экспертов внимательно изучил фильм «Москва слезам не верит», потому что те считали, что именно этот фильм по-настоящему отражает «загадочную русскую душу».
Уже позже, на волне успеха фильма, Валентин Черных написал роман «Москва слезам не верит», в котором за основу взял сюжет фильма, но саму историю расписал более развернуто, с продолжением и новыми сюжетными линиями.
Я прочитала эту книгу еще в девяностых, и мне показалось, что фильм значительно лаконичнее, талантливее и правдоподобнее. Но это лично моё мнение.