Кто врёт и почему Эльдар Рязанов не хотел снимать «Служебный роман»

Лирическая трагикомедия о любви начальницы и подчиненного прекрасно знакома каждому из нас. Однако мало кто знает, что успешная картина Эльдара Рязанова могла просто не получить реализации на больших экранах. Собственно, вопрос об этом даже не стоял.

В 1971 году драматург Брагинский и режиссёр Рязанов совершили настоящее чудо: меньше чем за месяц они написали пьесу «Сослуживцы». Естественно, это была не первая их совместная работа и друзья всерьёз рассчитывали на успех.

Кто бы сомневался: надежды деятелей искусства оправдались! Более ста театров, около 19 000 спектаклей — трагикомедия тут же покорила зрителей Советского Союза.

Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович были в восторге и, разумеется, в достатке, но об экранизации не задумывались. А тем временем на экранах страны появилась телевизионная версия «Сослуживцев» режиссёра-дебютанта.

И тут мы с вами подошли к самому сложному вопросу: как к творению молодого Бориса Кондратьева отнёсся Эльдар Рязанов?

В эту пору произошла телевизионная постановка пьесы «Сослуживцы». Такой телеспектакль, который имел место быть и который Рязанову страшно не понравился! [Сергей Лаврентьев]

И Эльдар Александрович в какой-то передаче говорит: «Я посмотрел вот этот телевизионный вариант. Это было ужасно! Ужасно!» [Елена Мольченко]
из программы «Тайны кино»

Однако не все источники подтверждают суровые высказывания именитого режиссёра. По версии сайта mos.ru, авторы пьесы, напротив, остались довольны работой Кондратьева.

Или Рязанов переменился, или очевидцы брешут…
«Сослуживцы» Рязанова и Брагинского на театральной сцене (1973)

Похоже, что правда так и останется загадкой для читателей, поэтому лучше отложить эту историю до лучших времен / копирайтеров и перейти к конкретному эпизоду, который действительно повлиял на решение режиссёров создать собственную экранизацию:

В программке указывалось, что авторами стихов являются два артиста, играющие роли Новосельцева и Самохвалова, а именно, вышеупомянутый М. Иванов и Ю. Пресняков. Мы по наивности решили, что они авторы только эпиграмм.

Но, как вскоре выяснилось, мы их недооценили. Во всяком случае уже по одному лишь виду программки становилось ясно, что зрителя ждет встреча с комедией, с веселым представлением.

По воле судьбы Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович посетили спектакль Псковского театра драмы: дело было на гастролях в Риге.

Читайте также  Вернувшаяся на сцену Азиза рассказала об отношениях с мужем-итальянцем

Определённые сомнения в глазах маститых сценаристов появились уже во время чтения программы: вместо привычно описания сюжета и героев на страницах красовались карикатуры и посредственные стихи.

Сама постановка обрадовала авторов текста ещё меньше: из трагикомедии сделали дешевую юмористическую постановку, что никак не соответствовало идее и тематике произведения.

В антракте, стоя в очереди в буфет, мы повторяли друг другу особенно полюбившиеся нам стихотворные строчки. Вроде таких:

Самохвалов:
Как заместителю мне важно для карьеры
Созданье деловой и «нужной» атмосферы,

Не нужен мне оклад в 400 рублей,
Мне нужен штат лишь из «своих» людей.

Андрей Мягков в роли Новосельцева

Покинув стены театра, Брагинский и Рязанов тут же нацелились запретить странную постановку псковских актёров, но позже поняли, что могут найти более интересное и не столь жёсткое решение: снять своё кино!

И эта идея стала настоящим подарком как для режиссёров, так и для зрителей, поскольку фильм «Служебный роман» 1977 года явился самой кассовой картиной Эльдара Рязанова, сделанной для кинопроката.

История любви Новосельцева и Калугиной по-прежнему очаровывает кинолюбителей и лично мне хочется верить, что её не забудут и через век!

Источник