Лирическая трагикомедия о любви начальницы и подчиненного прекрасно знакома каждому из нас. Однако мало кто знает, что успешная картина Эльдара Рязанова могла просто не получить реализации на больших экранах. Собственно, вопрос об этом даже не стоял.
В 1971 году драматург Брагинский и режиссёр Рязанов совершили настоящее чудо: меньше чем за месяц они написали пьесу «Сослуживцы». Естественно, это была не первая их совместная работа и друзья всерьёз рассчитывали на успех.
Кто бы сомневался: надежды деятелей искусства оправдались! Более ста театров, около 19 000 спектаклей — трагикомедия тут же покорила зрителей Советского Союза.
Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович были в восторге и, разумеется, в достатке, но об экранизации не задумывались. А тем временем на экранах страны появилась телевизионная версия «Сослуживцев» режиссёра-дебютанта.
И тут мы с вами подошли к самому сложному вопросу: как к творению молодого Бориса Кондратьева отнёсся Эльдар Рязанов?
В эту пору произошла телевизионная постановка пьесы «Сослуживцы». Такой телеспектакль, который имел место быть и который Рязанову страшно не понравился! [Сергей Лаврентьев]
И Эльдар Александрович в какой-то передаче говорит: «Я посмотрел вот этот телевизионный вариант. Это было ужасно! Ужасно!» [Елена Мольченко]
из программы «Тайны кино»
Однако не все источники подтверждают суровые высказывания именитого режиссёра. По версии сайта mos.ru, авторы пьесы, напротив, остались довольны работой Кондратьева.
Похоже, что правда так и останется загадкой для читателей, поэтому лучше отложить эту историю до лучших времен / копирайтеров и перейти к конкретному эпизоду, который действительно повлиял на решение режиссёров создать собственную экранизацию:
В программке указывалось, что авторами стихов являются два артиста, играющие роли Новосельцева и Самохвалова, а именно, вышеупомянутый М. Иванов и Ю. Пресняков. Мы по наивности решили, что они авторы только эпиграмм.
Но, как вскоре выяснилось, мы их недооценили. Во всяком случае уже по одному лишь виду программки становилось ясно, что зрителя ждет встреча с комедией, с веселым представлением.
По воле судьбы Эльдар Александрович и Эмиль Вениаминович посетили спектакль Псковского театра драмы: дело было на гастролях в Риге.
Определённые сомнения в глазах маститых сценаристов появились уже во время чтения программы: вместо привычно описания сюжета и героев на страницах красовались карикатуры и посредственные стихи.
Сама постановка обрадовала авторов текста ещё меньше: из трагикомедии сделали дешевую юмористическую постановку, что никак не соответствовало идее и тематике произведения.
В антракте, стоя в очереди в буфет, мы повторяли друг другу особенно полюбившиеся нам стихотворные строчки. Вроде таких:
Самохвалов:
Как заместителю мне важно для карьеры
Созданье деловой и «нужной» атмосферы,
Не нужен мне оклад в 400 рублей,
Мне нужен штат лишь из «своих» людей.
Покинув стены театра, Брагинский и Рязанов тут же нацелились запретить странную постановку псковских актёров, но позже поняли, что могут найти более интересное и не столь жёсткое решение: снять своё кино!
И эта идея стала настоящим подарком как для режиссёров, так и для зрителей, поскольку фильм «Служебный роман» 1977 года явился самой кассовой картиной Эльдара Рязанова, сделанной для кинопроката.
История любви Новосельцева и Калугиной по-прежнему очаровывает кинолюбителей и лично мне хочется верить, что её не забудут и через век!