Безусловным гениям тяжело живётся. Нелегко творить, когда наталкиваешься на стену непонимания, презрения и зависти, а потом слушаешь слова любви и обожания от тех же самых людей.
Кира Муратова прошла нелёгкий путь от никому неизвестного режиссёра к международному признанию своих работ, часто «снимала на полку», смотрела на людей особенным, очень откровенным взглядом, а по-настоящему любила только двух мужчин…
Детство, кино – дни напролёт…
Кира Короткова родилась на территории Королевства Румыния за пять с половиной лет до начала Великой Отечественной войны.
Мама – Наталья Исааковна и папа – Георгий Александрович – заслуженные члены коммунистической партии, работали врачом и инженером в столице – Бухаресте.
Долг погубил отца: он погиб во время организации подпольного движения на территории современной Молдовы, а мать, вместе с дочерью вынуждены были эвакуироваться в Ташкент.
После войны семья вернулась в Бухарест, мама получила должность в министерстве здравоохранения, что позволило её маленькой дочери не вылезать из кинотеатров.
Кино, на тот момент, было самым ходовым способом и развлечься, и получить дополнительное образование, расширить кругозор. И Кира времени зря не теряла.
ВГИК, муж-соавтор
Получать профильное образование Кира отправилась в Москву. Она ещё не сформировала чётких представлений о конкретной деятельности, но мечтала стать сценаристом, а потому сначала поступила на филологический факультет МГУ.
Год мучений в узких рамках грамматики и лингвистики дал понять: её взгляды шире, а сценаристом можно и не стать – увязнуть в «болоте науки».
Кира забрала документы и подала их во ВГИК, на режиссёрский факультет…
ВГИК, естественно, был наполнен настоящими и будущими знаменитостями. Курсом руководил Сергей Герасимов, а среди однокашников была Зинаида Кириенко, Людмила Гурченко и Наталья Фатеева.
Там же, на факультете, Кира познакомилась с будущим мужем Александром Муратовым. Она не знала недостатка в поклонниках: природный интеллект в сочетании с очаровательной улыбкой привлекал мужчин, но выбрала будущая «Антониони женского пола» именно Александра.
Тот, кстати, оказался действительно незаурядной личностью: его прошлое включало и связи с украинскими националистами, и добровольную ссылку в Казахстан, на озеро Балхаш…
Очарованная друг другом пара встречалась недолго: очень скоро Александр и Кира решили пожениться. В ЗАГСе молодые неожиданно для себя столкнулись с достаточно большой проблемой – румынским гражданством девушки.
Она и не собиралась от него избавляться, поэтому пришлось «подключить связи».
Своё веское слово сказала Наталья Исааковна: воспользовавшись служебным положением, тогдашний замминистра образования Румынии надавила на нужные рычаги и организационной волокиты как не бывало.
Первые шаги на творческой ниве Кира и Александр тоже делали вместе. Они обладали всеми чертами молодых режиссёров того времени:
чувствовали перемены, наступившие после знаменитой речи Хрущёва и с удовольствием заостряли внимание на внутренних переживаниях человека, а не на формировании положительного образа советского гражданина.
Их совместная дипломная работа – короткометражка «Весенний дождь», получила положительные оценки и придала режиссёрской паре уверенности.
Муратовы отправились по распределению в Одессу, на местную киностудию. Их творческий союз подарил советскому зрителю ещё две картины — «Наш честный хлеб» и «У крутого яра», а в их браке родилась дочь Марианна.
Кино становилось детищем Муратовой постепенно, захватывая её целиком и полностью, и всегда отражало её личную позицию, а не позицию партии и народа.
Именно поэтому её великолепный дебют без соавторства с Александром, с которым она к тому моменту уже разошлась, вызвал однозначно негативные отзывы критики.
Фильм «Короткие встречи», где Кира вместе с Владимиром Высоцким и Ниной Руслановой сыграла одну из главных ролей, очень понравился своей реалистичностью зрителям.
А вот цензура фильм пропустила «со скрипом», он вышел ограниченным тиражом. «Короткие встречи» поражали своей правдивостью, а должны были понравиться «партийным бонзам»… пропагандой.
Развод с Александром Муратовым стал для Киры совершенно естественным процессом. Она никогда не врала, прежде всего, самой себе и когда общение с мужем, совместное творчество и работа стали в тягость, приняла решение разойтись.
Она не считала возможным жить вместе и постоянно ссориться, поэтому после одной из размолвок ушла вместе с дочерью.
Александр, надо сказать, повёл себя по-джентльменски. После отказа Киры от алиментов, он самостоятельно подал заявление на них от своего имени.
Про творчество же бывшей жены он однажды скажет: «Кире повезло, что мы развелись… Иначе она не стала бы той Кирой Муратовой, которую знают все».
Фильмы для себя…
А злоключения на Одесской киностудии только начинались. Великолепный «очень Муратовский» фильм «Долгие проводы» на долгие годы «лёг на полку». Более того, «сверху» поступило указание снять Киру Георгиевну с должности режиссёра.
Муратова была переведена в библиотекари, а чтобы хоть как-то существовать, вынуждена была пойти преподавать в «Школу киноактёра».
Ленинград, художник Голубенко
Кира вскоре отправилась в Ленинград, где, как ей казалось, наконец сможет работать в полную силу.
Она действительно сняла там две картины — «Познавая белый свет» и «Среди серых камней», но каждый раз испытывала проблемы и с финансированием, и с предвзятым отношением вездесущих цензоров.
За ней укрепилась репутация режиссёра, который снимает «кино не для всех», а время для неординарного взгляда на искусство было ещё далеко впереди.
Зато именно в Ленинграде Кира встретила мужчину, который станет ей верным спутником на все оставшиеся годы плодотворной работы и жизни.
Ленинградский художник Евгений Голубенко был младше своей возлюбленной на двадцать два года, но у него было совершенно потрясающее качество: он разделял взгляды Киры Муратовой и на жизнь, и на творчество.
Возникало определённое противоречие: многие коллеги и актёры частенько говорили о том, что Кира Георгиевна чрезвычайно требовательна и неуступчива, Евгению же было очень комфортно работать с женой.
Он участвовал во многих её картинах в качестве художника, а иногда выступал и соавтором сценариев.
Возможно, Кира сходилась в своей жизни только со «странными людьми». Она никогда не интересовалась «обывательщиной», а любовь к людям в её понимании не была присуща человеку совсем.
Если с приходом «перестройки» можно было говорить о том, что Муратова постепенно обретает признание и наконец имеет возможность снимать то, что хочет, без риска снова увидеть фильм на полке, то в личной жизни Кира пережила ужасное горе – она потеряла дочь Марианну.
Погружение в кино, как в любимое дело, не могло не сказаться: Кира Муратова пропустила многие моменты в жизни дочери. В какой-то момент та попала в дурную компанию и увлеклась наркотиками. Зависимость привела к трагической гибели девушки…
Свою любовь Муратовой удалось обратить на внуков – Антона и Евгения. В их воспитании режиссёр участвовала лично, а Антона даже активно привлекала к съёмкам собственных фильмов…
В 90-е Кира Муратова пережила ещё одну любовь к «странным людям». Во многом её творческие задумки и взгляды на жизнь совпали со взглядами Ренаты Литвиновой. Возможно, невымещенная любовь к дочери воплотилась в творческом союзе с Ренатой…
Кира Муратова вошла в историю кинематографа как режиссёр с «оголённой душой». Её настоящей любовью всегда было только кино, а без него она чувствовала себя как «девушка без юбки»…
Поддержите молодой проект, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Обязательно делитесь своим мнением в комментариях и делайте репосты.