Можно ли на самом деле размещать фотографию на памятнике усопшему

Вопрос: «В жизни наступает момент, когда наши близкие уходят к Богу, и мы задумываемся, как увековечить память человека. Современное средство — фотография на могиле. Можно ли это делать? Как церковь относится к таким вещам?»

Ответ: Нужно рассмотреть этот вопрос для начала с исторической точки зрения. Еще в Древнем Египте была традиция (тогда, естественно, еще не было фотографий) делать фаюмские портреты. Сегодня оригиналы этих работ можно в Москве в музее Пушкина.

Бывает, ты задумываешься: откуда могла появиться традиция писать иконы, допустим, в Египте? Современная икона, византийская – это особая традиция письма, но она тоже появилась не сразу.

Какую-то пользу в этом даже сыграло иконоборчество. По сути, оно убрало очень многие традиции в этом плане, в частности, первые попытки делать фотографии святых.

Когда в Египте в те времена пострадал какой-то мученик, то христианам было очень легко сделать фаюмский портрет.

Ведь когда какие-то сложности возникают в жизни, опыт человечества всегда помогает их разрешить. Опыт прошлых поколений помогает понять, как быть в той или иной ситуации.

Современная фотография, конечно, — это не византийская икона. Это, можно сказать, возвращение к той попытке реально отображать человека. Думаю, она в какой-то мере допустима. Но в русском православии на могилах обычно не размещали фотографии.

В Грузии и Армении ситуация в этом плане обратная. Если поедете в эти страны и будете проезжать мимо кладбища, то заметите, как много фотографий на могилах. Сегодня же и на русских кладбищах появляется очень много фотографий.

Когда мы читаем Евангелие, мы узнаем, что Христа не узнавали по его образу, когда он являлся ученикам, а узнавали по действиям. Значит, его духовная телесная природа, обновленная воскресением, была другой. И часто ученики его не узнавали.

Читайте также  Чем больше людей придет помянуть усопшего, тем больше будет произнесено молитв об ушедшем

Мы пользуемся косметикой, кремами, тенями, чтобы как-то украсить свое лицо, сделать его нормальным. У человека могут быть какие-то травмы, ожоги, и косметика помогает все это скрыть.

Но в будущей жизни человек, когда он воскреснет, будет выглядеть таким, каким его задумал Бог, и таким, каким сам он себя сделал.

Поэтому фотография не передаст той будущей радости, той будущей жизни. В какой-то мере она нам помогает смотреть на человека как на живого.

То есть в какой-то мере она допускается, но фотография не может всю ту философию, всю ту идею нашей веры раскрыть в том будущем, что нам откроется.

Пользоваться, конечно, этим современным чудом техники можно, запрещать ничего в этом плане не нужно. По сути, это такой же фаюмский портрет, только в обрамлении современных технологий. Тем более, его очень быстро можно сделать. И слава Богу, что это так.

Но не надо зацикливаться на всём этом. У Бога нет мёртвых, поэтому всё, что делали христиане в древности, они делали это с глубоким смыслом. Может быть, какие-то христианские иконописцы, богословы скоро выдумают еще какой-то новый стиль.

Так у православного погребения выработается свой уникальный новый стиль. Почему бы и нет? Ведь сегодня активно используются 3D-технологии и другие различные технологические новшества.

Люди тратят очень много сил для того, чтобы создавать игры, развивается 3D-моделирование. Почему бы эту любовь не использовать в создании красивейших памятников?
Статья сделана на основе видео:

Источник