Смерть – это та часть жизни человеческой, которая, пожалуй, еще из глубины веков предстает перед нами окутанной самыми большими мифами, слухами, домыслами, надеждами и обрядами.
Когда человек теряет близкого, то он как бы не до конца понимает случившееся. Кто-то даже продолжает звонить на номер умершего, другие не желают покидать могилу, третьи уходить с Церкви… А кто-то старается заговорить.
Верит, что родной человек рядом, пытается войти с ними в общение. Но стоит обольщаться и думать, что таким-то образом он может дать знак. И хоть первые дни душа пребывает на земле, рядом с теми местами, с теми людьми, к которым привыкла…
Но просить у них помощи и молитвы рано. Лишь тот может молиться о живом, кто удостоится перед Богом такой чести. Есть один текст молитвы, который важно прочитывать каждый день, не прекращая, вплоть до 40 дня после смерти. Будем же милостивы к усопшим.
Кто любил Бога и людей при жизни, кто чем-то жертвовал: своим временем, сном, силами ради них. Кто регулярно участвовал в Церковных Таинствах, кто не просто на словах, но жил жизнью Христа.
Словом чем ближе усопший там к Богу, тем больше он имеет прав в молитве и помощи живым. Некоторые из них и вправду могут помогать нам, умаливать Бога. Но тем не менее молитва о живых здесь, Литургия гораздо сильнее
Разве только молитвы святых и упование на них. Но наши усопшие родные не могут стать для нас, как кто-то говорил чуть ли нашими Ангелами-Хранителями. Такой практики в Православной церкви нет и не может быть
А лучше, как сказал преподобный Анастасий Синаит не погружать в думы и размышления о загробной участи, как там в устроено. То что Господь от нас сокрыл — значит не полезно для нас.
Человек, который пытается своим слабым умом разузнать тайны загробной жизни, впадет в самые страшные заблуждения, потому что это ему не полезно.
Неспроста многое от нас сокрыто. Важно только верить, что жизнь за гробом не прекращается, душа вечна. Ведь во многом в каком состоянии будет душа до Второго пришествия Христа во многом будет зависеть именно как человек прожил эту жизнь. От его веры, от усердия близких.
В принципе вариант молитв усопших за живых не исключается. Еще первые христиане просили почивших во Христе сродников молиться Богу о живых. Но здесь есть важный момент: являлся ли усопший человек при жизни христианином или нет?
Почему так? Потому что все верующие во Христа, являющиеся друг другу в земной жизни братьями и сестрами по вере, не теряют этой связи в Боге и после кончины.
И усопший, если он был связан во Христе со своими близкими при жизни, не потеряет этой связи с ними и после смерти.
Иерей Стефан Домусчи говорил: «…тот, кто умирает во Христе, хотя и умирает физически, больше не умирает духовно, то есть не отлучается от Бога и во Христе остается живым.
И, когда Церковь хоронила своих усопших, она ощущала, что эти люди остаются связанными с остальными живыми членами общины».
А значит, раз они в единении со Христом, то и просить у них мотливенной помощи, почти точно также как и просить помолиться у тех, кто еще проживает свою земную жизнь.
Но при этом, конечно, самим не забываться регулярно молиться обо всех усопших родных и близких людях. И даже не только о христианах, а и о тех, кто далек был до Христа.
Эти люди по каким-то причинам не приблизились к Богу до своей смерти. Поэтому они особенно нуждаются в молитве, милостыни и памяти живых.
Но важно понимать, что речь идет не о общении с загробным миром, а просто молитвенно взывать к тем, кто уже почил, и то с большой осторожностью. Как говорил святой Анастасий Синаит:
«Души, перешедшие в бессмертие, будучи просвещенными Духом Святым, все-таки способны и видеть, и слышать, и молиться за ближних, и проявлять свою любовь. А те, кто не просвещены Духом Святым, находятся в некотором угрызении совести — и больше ничего…»
Помните и о том, что Православная Церковь, рассуждая об общении живых с усопшими, имеет в виду, прежде всего, молитвенное общение, а не разговор в мирском смысле слова.
И живым, и усопшим самой большой помощью остаются молитвы об упокоении умерших. От них получают большую пользу и усопшие наши близкие, и мы сами, поскольку человеческое сердце утешается, когда возносит молитвы об умершем, творит милостыню в память о нем, совершает добрые дела и подает записки в храмы об упокоении его души.