Необыкновенно талантливая, безгранично трудоспособная, Монтсеррат Кабалье обладала довольно вспыльчивым характером. Больше всего она ненавидела пренебрежение искусством, которому служила.
Однажды во время выступления певица вдруг прекратила петь. В зале повисла гробовая тишина, вызвавшая недоумение публики.
«Все в порядке? Я могу продолжать?..» — обратилась она к зрителю в первом ряду. А затем пояснила: «Тут мужчина записывает меня на магнитофон и у него закончилась пленка».
Мы все знаем Монтсеррат Кабалье как непревзойденное сопрано, одну из величайших певиц XX века. Но мало кто знает, что Монтсеррат пришлось добиваться своего супруга. И ей удалось это только с третьей попытки.
Международная карьера Кабалье началась в 1965 году. Молодую певицу попросили в короткие сроки выучить заглавную партию в опере Джеатано Доницетти «Лукреция Борджиа».
Уже первая ария Кабалье в Карнеги-холле поразила нью-йоркскую публику. Доселе никому не известная вокалистка была встречена шокированными зрителями 20-минутными овациями.
На следующий день New York Herald Tribune заявила: «Влияние этой женщины на публику, привыкшую к Марии Каллас или Джоан Сазерленд, было неописуемым. Когда Кабалье начала исполнять первую арию, казалось, что на мгновение у всех перехватило дыхание».
После этого фурора Монтсеррат начала выступать в самых престижных оперных театрах и концертных залах Европы, Азии и обеих Америк. И свою любовь она встретила тоже на сцене.
А началось все с одного случая. Однажды в 1962 году 29-летняя Монтсеррат попала в барселонский оперный спектакль «Лас-Аренас» (арена для корриды), где впервые услышала голос своего будущего мужа. Тогда Монтсеррат поняла, что они должны быть вместе… но пока только на сцене.
Попытка № 1
За кулисами певица решительно подошла к 34-летнему тенору по имени Бернабе Марти и представилась — «Меня зовут Монтсеррат Кабалье». Но, к сожалению, та первая встреча прошла не совсем так, как ожидала Монтсеррат.
«Он выглядел таким добрым и услужливым, этакий джентльмен! Чрезвычайно вежливый, но бесконечно холодный. Я была ужасно разочарована и думала: почему в жизни он не такой как на сцене?»
Попытка № 2
Через несколько месяцев Монтсеррат Кабалье пригласили сыграть главную роль в опере «Мадам Баттерфляй». Но репетиции внезано прекратились из-за болезни тенора — партнера Монтсеррат.
И Кабалье, не долго думая, предложила на замену Марти Бернабе — того самого холодного джентльмена.
Марти согласился. Но ему ему пришлось ехать из другого города и на проработку роли практически времени не оставалось. Поэтому первая репетиция с оркестром прошла на грани катастрофы.
Монтсеррат поддержала Бернабе комплиментами, втайне ожидая фиаско на предстоящей премьере. Но случилось чудо. Японская публика была благодарна тенору-спасителю и устроила ему долгую овацию.
Спектакль спасли, но Монтсеррат по-прежнему была недовольна игрой Бернабе и его холодностью по отношению к ней:
«Я пожаловалась главному гримеру, что Бернабе слишком стесняется и во время последнего акта даже не осмелился поцеловать меня в кульминации любовного дуэта!»
Эта информация дошла до Марти и на очередном выступлении он страстно схватил меня и сжал в своих объятиях. Так случился наш первый бесконечный и очень нескромный поцелуй!
Я была невероятно счастлива и в ярости одновременно. В перерыве ему очень резко сказала: «Как ты мог так нескромно обращаться с дамой перед публикой?»
На что он ответил: «С дамой — нет, а с женщиной, которая говорит, что я слишком застенчив, — да!» Я была готова убить его на месте. Но даже тогда, хоть мы и виделись всего несколько раз, я поняла, что он мужчина всей моей жизни!»
Через десять дней после выступления с поцелуями Бернабе неожиданно пригласил Монтсеррат на ужин. Встреча была назначена в миланском кафе на шесть часов вечера.
Упс… Бернабе не явился ни в назначенное время, ни через двадцать минут, ни через полчаса. Еще минута, и Монтсеррат ушла бы, но Марти буквально влетел в кафе, извиняясь и тяжело дыша.
«Я не помню, почему он опоздал. Но я ему безоговорочно верила: человек, говорящий так серьезно и честно, просто не может врать».
Следующая встреча у них произошла через несколько дней в ресторане. Бернабе сам завел разговор об отношениях.
Он прямо сказал Монтсеррат, что ценит свою свободу и пока не думает о женитьбе. После чего Монтсеррат совершенно искренне сказала: в таком случае нам лучше не встречаться.
«Почему?» — обескураженно спросил Бернабе. На что получил еще более искренний ответ: она призналась, что любит его, но если их отношения невозможно узаконить, значит, им надо расстаться.
Марти не ожидал, что дела обстоят так серьезно. Он быстро сменил тему и вскоре они разошлись по домам — каждый в свой.
Попытка № 3
И все же Кабалье запала в душу Бернабе. Иначе зачем бы он позвонил ей конце января 1964 года дважды. Первый раз пожелал удачи перед выступлением.
А во второй раз попросил Мотнсеррат встретиться с ним в Марселе, потому что он хочет сказать ей нечто очень важное.
Уже на следующий день он предстал перед Монтсеррат и ее матерью Анной. Не сказав дочери ни слова, он сразу обратился к маме певицы:
«Сеньора Кабалье, я простой человек и не знаю дипломатических тонкостей, поэтому без лишних слов хочу просить руки вашей дочери».
Обе женщины окаменели, но Анна быстро пришла в себя и сказала, что ему лучше спросить у дочери самой. «Нам нужно поговорить», — сказала Монтсеррат и повела Бернабе в сад.
Помолвка была назначена на тот же день. А через некоторое время Бернабе подарил Монтсеррат кольцо, официально оформив предложение.
Свадьба была назначена на 14 августа в церкви монастыря Монсеррат. В день свадьбы шел дождь. Монтсеррат и ее мама Анна отправились на церемонию на старой машине, которая по дороге застряла в грязи.
До монастыря оставалось 12 километров, и Кабалье, не раздумывая, остановилась на дороге и начала ловить попутки. Тогда это не было принято, поэтому никто не хотел останавливаться.
В конце концов, Монтсеррат села в грузовик для перевозки скота и все же добралась до монастыря, опоздав на час на собственную свадьбу.
Но ни сломанная машина, ни грязное платье не могли испортить настроение Монтсеррат в тот день – она выходила замуж раз и навсегда.
В 1966 году у пары родился сын Бернабе, в 1972 году — дочь Монтсеррат. Последняя пошла по стопам матери и сегодня является одной из самых популярных оперных певиц Испании.
Монтсеррат продолжала петь на сцене вместе с мужем. Вместе они исполнили более 10 партий.
В 1972 году у Бернабе диагностировали болезнь легких, начались проблемы с голосом, и он был вынужден отказаться от участия в большинстве спектаклей. Его оперная карьера окончательно завершилась в 1985 году.
Кабалье всегда считала огромным преимуществом то, что ее муж тоже был оперным певцом. Он, как никто другой, понимал ее:
«Секрет счастливого брака, возможно, заключается в понимании профессии. Бернабе был тенором. Так что всю сложную кухню он знал как никто другой. Именно поэтому нам удалось избежать многих конфликтов».
Последние годы Монтсеррат
В 1992 году Монтсеррат Кабалье упала на сцене. Ее госпитализировали, а вскоре поставили страшный диагноз — рак. Врачи предупредили, что жить оперной певице осталось не больше двух лет.
Коллега и друг Лучано Паваротти отговорил ее от операции и посоветовал хорошую клинику в Швейцарии. Горный воздух оказал волшебное действие, и Кабалье удалось победить недуг.
Она заявила, что намерена продолжать не только жить, но и петь. Однако, боясь кого-то подвести, предпочла сольную карьеру.
10 лет спустя Кабалье попала в автокатастрофу, после чего у нее практически отнялись ноги. Но и это не помешало ей выступать даже в инвалидной коляске.
Она ломала руку и ногу, перенесла микроинсульт, боролась с опухолью мозга и болезнью желчного пузыря. Казалось, ничто не может сломить эту сильную женщину. До последнего она продолжала быть верной искусству и своим слушателям.
Монтсеррат Кабалье не стало 6 октября 2018 года. Бернабе Марти пережил супругу всего на 4 года. Они были вместе 56 лет и смогли пронести любовь друг к другу через всю жизнь.
Монтсеррат Кабалье оставила нам прекрасное напутствие, которое сегодня звучит особенно пронзительно:
«Я думаю, что человечество не умрет, если Монтсеррат Кабалье перестанет петь. И музыка без меня не умрет — музыка вечна. Но я умру без семьи».