– Я подаю на развод… – вдруг заявила Нина, глядя на Лёню. Гайдай оторопел. Он молча шагал по комнате, глядя в пустоту, потом обречённо рухнул на диван и обхватил голову руками. Нина наблюдала за передвижениями мужа.
– Не уходи, Нина. Я же… Я же без тебя пропаду… – почти прошептал Леонид, но этих слов оказалось достаточно.
Детство… Мечты о школе и неожиданный поворот…
Нина была третьим ребёнком в рабочей семье Павла и Екатерины Гребешковых. Отец трудился маляром, а мама – швеёй. Ни о какой карьере актрисы девочка и не мечтала.
Она, как и её старшие братья – Николай и Валентин, с детства была приучена к труду и послушанию.
Выбор профессии в те времена не казался сложным вопросом, а стандартные модели будущего были абсолютно прозрачны. Как только Нина пошла в первый класс, она сразу же решила, что хочет стать учителем и работать в школе.
Начавшаяся вскоре война внесла определённые коррективы в жизнь семьи Гребешковых: отец ушёл на фронт, а мама, вместе с сыновьями и дочерью отправилась в эвакуацию в Пензенскую область.
По возвращении в Москву желание Нины учить детей только укрепилось, поэтому она твёрдо решила поступать в педагогический.
На вступительные экзамены во ВГИК Гребешкову привёл случай. Отец одной из её подруг уговорил девушку «попытать счастья» в стенах театрального вуза.
Папа Маши Луговской (той самой подружки) был известным поэтом, поэтому «знал толк» в таланте. На дне рождения дочери Владимир Луговской отметил большие способности Нины к творчеству и посоветовал поступать во ВГИК вместе с Машей…
Так судьба совершила неожиданный поворот: Нина Гребешкова блестяще справилась с прослушиванием во ВГИК. А вот подружка Маша конкурс благополучно провалила…
Зато Нина сразу же получила первую роль в кино – в картине «Смелые люди». С тех пор вся улица, на которой жила Нина, считала её звездой кино.
Встреча на всю жизнь…
С Леонидом Гайдаем Нина познакомилась как раз во время учёбы в вузе. Их отношения завязались совсем не сразу – слишком разными людьми казались друг другу «звезда Гагаринского переулка» и долговязый фронтовик, с достаточно язвительным чувством юмора, который, к тому же, был старше на целых восемь лет…
Ухажёров у улыбчивой и непосредственной Ниночки хватало: сначала за Гребешковой «ухлёстывал» студент старших курсов Владимир Иванов, были и другие…
Гайдай не остался в стороне и тоже поддался обаянию красавицы. А Нина влюблялась постепенно: первый раз обратила внимание на старосту курса из-за колкостей, который тот отпускал в адрес ее ухажеров.
Потом стала внимательно и настороженно приглядываться, начала замечать интеллектуальность и богатый жизненный опыт Леонида.
Всё завязалось после одной из вечерних студенческих репетиций. Гайдай вызвался проводить Нину домой. Так, постепенно, пара начала встречаться каждый вечер, причём никаких вольностей себе не позволяла…
Нина воспитывалась в типичной советской семье и была абсолютно убеждена, что целоваться без любви нельзя…
Фронтовик Гайдай особо ухаживать не умел, да и вообще считал подобные вещи совершенно бесполезными и ненужными. Да и фронтовые раны ныли от бесконечных «хождений по вечерам».
— Нина, давай поженимся, — заявил однажды Гайдай, утомленный очередной вечерней прогулкой.
Маме Нины будущий «гений комедии» сначала не понравился. Она видела неприспособленность Леонида в быту и понимала, проблемы со здоровьем рано или поздно дадут о себе знать.
После свадьбы молодожёны заехали в квартиру Гребешковых, где в течение нескольких лет делили площадь со всей остальной семьёй.
Карьера в 50-х…
Гребешкова ещё во время учёбы во ВГИКе активно начала сниматься в кино. За фильмом «Честь товарища» последовали «Испытание верности», «Беспокойная весна» и «Ботагоз»…
Поговаривали, что режиссёр Иван Пырьев покровительствует молодой актрисе и прочили ей блестящее будущее, но Нина в последующие годы всё больше сходила со своего первоначального пути.. Нина не задумываясь пожертвует своей карьерой ради гения-мужа.
Крепкий тыл
Совместная жизнь Гребешковой и Гайдая внешне проходила по принципу: «муж решил, а я делаю». На самом же деле все решения в семье принимала Нина, предоставив Леониду заниматься творчеством.
Все заботы по обустройству быта лежали на жене: начиная от забивания гвоздей и заканчивая приобретением автомобиля.
В 1957 году у пары родилась дочь Оксана, которая так и останется единственным ребёнком в семье.
Высказывания мужа обсуждению не подвергались – это он заявил, что больше детей в их семье не будет, потому что заботы о подрастающем поколении будут мешать работе. Нина не возражала. Она понимала, ее угораздило выйти за гения.
Жертва Нины Гребешковой была полностью добровольной. Она не раз подчёркивала в интервью, что посчитала сопровождение творческого процесса мужа своим предназначением и находила в этом удовольствие и даже наслаждение.
И даже ни сколько не завидовала Ладыниной и Орловой, которые тоже были замужем за режиссерами, но при этом не сходили с экранов кинотеатров.
Гайдай, конечно, немало крови попортил своей самоотверженной супруге и иногда вёл себя так, как будто заранее купил себе индульгенции на все случаи жизни.
А Нина не закрывала глаза – нет. Она строила мир, где не было ни приставаний к Наталье Варлей во время съёмок «Кавказской пленницы», ни прилюдных восхищений внешностью Натальи Селезнёвой, ни творческих запоев, ни постоянных подкалываний и насмешек самовлюблённого режиссёра…
Более того, Нина прекрасно понимала, ее мужу импонирует внимание со стороны красивых женщин. На одном из вееров актриса заметила, что Леонид поглядывает в сторону красивой балерины, но сам стесняется к ней подойти.
— Пригласите, пожалуйста, моего мужа на танец. Вы ему понравились, но он стесняется вас пригласить, — заявила Нина опешившей балерине.
Впрочем, балерина все же пригласила режиссера, а Нина с улыбкой умиления наблюдала, как Леонид радовался от общения с понравившейся ему женщиной. Так улыбаются матери, наблюдая за беззаботными играми своих чад.
Лишь однажды терпение Нины Гребешковой лопнуло. Леонид слишком далеко зашёл в своих «подковырках», а взвинченная до предела актриса пригрозила мужу разводом.
Страшного слова оказалось достаточно, чтобы Гайдай не просто пришёл в себя, но и совершенно растерялся.
В глубине души он понимал, что не проживёт без Нины и дня. Да и Нина это тоже понимала. И все же не спешил делать из жены звезду экрана.
— Нинок, ты далеко не красавица, — без обиняков сообщал режиссер Нине. Да она и не возражала.
Конечно, режиссер снимал Нину, но делал это крайне редко. Одна из первых ролей в комедиях мужа стала медсестра в «Кавказской пленнице». С тех пор Нина Гребешкова стала королевой юмористического эпизода.
— Прости меня, Нина, — заявил однажды Гайдай.
— За что ты просишь прощение? – удивилась актриса.
— За то, что так мало тебя снимал, — признался режиссер на закате жизни.
Впрочем, сама Нина Гребешкова, если и сожалела об упущенных возможностях, ни разу в этом не призналась. Она считала, что со своей главной ролью жены гения она справилась безупречно.
Нина прожила с супругом сорок лет – до самой его смерти. Она так никогда и не поддалась на провокации: не комментировала возможные романы мужа и не заводила разговоров о своей несостоявшейся карьере.
В мире, самостоятельно построенном Ниной Гребешковой, ей удалось прожить счастливую жизнь…