Вопрос: «Хочу причащаться, но живу с мужчиной не в браке, а просто так, по обоюдному согласию. Можно ли мне причаститься, батюшка?»
Ответ батюшки: Если говорить формально, то нельзя. Но кто является творцом этой формальности? Сложный вопрос, потому что, с одной стороны, Господь принимал всех людей, особенно раскаявшихся.
С другой стороны, апостол Павел обсуждал в своих посланиях неоднократно нестандартные ситуации, и собственно, Церковь часто входила в положение людей, у которых сложная жизненная ситуация.
Не знаю, насколько сложна ваша ситуация. При личной встрече можно было бы выяснить, почему он не хочет или вы не хотите регистрировать брак, можете ли вы без этого человека или не можете.
Здесь есть разные моменты, которые нужно было бы обсудить. Поэтому беру во внимание собирательный образ. Бывает, когда у людей есть какие-то чувства, но дело до серьезных отношений не доходит.
И да, это не норма. Естественно, христианину этого делать нельзя. Но если люди воцерковляются, или же один из них вообще неверующий, как его заставишь? Приходится в каком-то смысле терпеть.
И христианская сторона не должна быть лишена Причащения хотя бы по двунадесятым праздникам, раз в месяц. Ничего плохого в этом абсолютно нет, никакого осквернения. Считаю, что это вполне возможно и нужно делать.
По крайней мере, сам так делал, и во всех случаях, где сам я допускал такую практику, люди потом не только регистрировали брак, но и венчались, и дети у них рождались, и все было хорошо.
Но нужно входить священнику, психологу, тем, кто поддерживает человека, в его жизненную ситуацию. К сожалению, не все хотят это делать.
Неверно, конечно, говорить людям, что они не достойны церковных Таинств. Но одно дело — то, что скажу я, а другое дело — то, что скажет батюшка, который будет допускать вас до Причащения.
Знаю, что во многих храмах к этому вопросу относятся так же мягко. Но в некоторых, особенно в монастырях, очень строго. Еще могут епитимью дать на целый год по сто поклонов или еще что-нибудь. И с этим нужно аккуратно.
Поэтому обязательно выбирайте себе духовника милосердного, доброго пастыря. Пускай он даже будет не на вашем приходе, а по переписке, как это было до революции.
Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Никон Воробьев, Иоанн Валаамский – они все были духовниками многих людей и в переписке давали мудрые советы. Это просто громаднейшая практика, состоявшаяся к XXI веку.
А в храме, когда вы имеете благословение своего духовника на Причастие раз в месяц, вы уже в этом грехе не исповедуетесь, потому что у вас есть благословение.
Вы этот грех уже своему батюшке исповедовали, получили разрешение, получили наставление, духовное руководство, то есть вопрос закрыт.
Ни в коем случае после того, как получили благословение и руководство, ни с каким другим священником данный вопрос обсуждать не нужно. Если не удовлетворил ответ духовника — ищи себе другого.
Но не смей никогда обсуждать вопрос после того, как ты решил уже все это с кем-то, иначе впадешь в смущение. А это не нужно никому.
Текст сделан на основе видео: