Гонорары актеров различались в зависимости от конкретных кино, ролей и других факторов. Выделялось несколько категорий картин, больше всего платили за съемки в фильмах высшей категории.
При этом не стоит думать, будто актеров в СССР обижали. Это нынешняя мода критиковать прошлое навязывает нам такие мысли.
Да, безусловно, актеры, допустим, Ростовской студии кинохроники получали меньше, чем их коллеги с Мосфильма. Но откуда же отдельные любимцы публики накопили такие наследства, за которые их потомки спорят до сих пор в судах и на ток-шоу?..
И в советские времена нет-нет, да и возникали какие-то «ситуации». Так, Любовь Орлову одна газета раскритиковала за желание чрезмерно больших гонораров (говорят, актриса тогда как раз собирала деньги на обустройство дачи).
Другие актеры тоже не слишком нуждались – если речь шла о снимающихся. Причем:
♦ дебютанты могли получать за участие в эпизодах до 180 руб.;
♦ чем больше снимался актер, тем больше у него появлялось разного рода надбавок и премий – за главные роли, звания, успех кино в прокате и т. д.
Например принятому публикой на ура фильму «Три плюс два» 1963 г. вместо изначально выставленной второй категории присвоили первую. В честь этого исполнителям главных ролей сверх уже начисленных гонораров дали премии по 300 руб.;
♦ оплата шла за фильм в целом, а его могли снимать от пары месяцев до года и дольше (и сравнивать с зарплатами других профессий надо не по месяцам);
♦ многие не останавливались на одних съемках и совмещали участие в разных фильмах, а также в театральных постановках. Плюс ездили по гастролям, выступали на концертах, давали платные интервью и проч.;
♦ актерам финансировали не только съемки, но и простои. Принцип «солдат спит – служба идет» обеспечивал людей, пусть и не баснословными, но доходами.
Вполне конкретные ставки актеров и прочих сотрудников киностудий были приняты в 1973 г. и действовали до 1990-х гг.
См. Систематизированный сборник нормативных актов и ведомственных указаний 1973 г.
Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров. Данные взяты из официальных СМИ и могут отличаться от сведений из других СМИ, но незначительно.
«Семнадцать мгновений весны» 1973 г.
Конечно же, самый большой гонорар из всех участников этих съемок получил Вячеслав Тихонов. Нашему кино-разведчику выплатили 5500 руб. Это были по тем временам очень приличные деньги. Но оно и понятно. Ведь актер, по сути, создал образ-легенду!
А вот исполнителю роли коварного шефа гecтaпo – Леониду Броневому – выплатили меньше: 3000 руб.
Евгений Евстигнеев за перевоплощение в умного, но незадачливого профессора получил чуть больше, чем его коллега, сыгравший «папашу Мюллера»: 3025 руб.
«Д’Артаньян и три мушкетера» 1978 г.
Картина Георгия Юнгвальда-Хилькевича по праву может считаться еще одной легендой. А за участие в создании легенд надо платить соответствующе. И гонорары главным участникам этого действа распределились так:
♦ Михаил Боярский, ставший впоследствии практически «основным французом» советского кино, – 3225 руб.;
♦ Вениамин Смехов, который понравился многим зрителям чуть ли не больше остальных мушкетеров, – 2138 руб.;
♦ Валентин Смирнитский, которому выпало появляться в кадре реже, – 2105 руб.;
♦ Игорь Старыгин, сыгравший практически столько же, сколько предыдущий актер, – 2100 руб. То бишь всё было логично и справедливо. А 5 руб., заработанных им больше гонорара кино-Портоса, видимо, пошли на батистовые платочки, которыми «не вымощены улицы Парижа»..;
♦ Ирина Алферова, воплотившаяся в прелестную фрейлину-интpигaнку, – 825 руб.;
♦ Олег Табаков – 800 руб. Как видим, налицо был социальный нонсенс – король получил меньше, чем фрейлина;
♦ Алиса Фрейндлих – 780 руб. Да, королева недалеко ушла от своего венценосного супруга…
Если же говорить серьезно, большая разница в оплате Боярскому и исполнителям его друзей – мушкетеров была вполне закономерна.
Во-первых, он на самом деле больше появлялся в кадре. Во-вторых, его роль была сложнее эмоционально и даже чисто технически – он больше фехтовал, скакал на лошади и проч.
В-третьих, он сам исполнял все песни своего героя. А вот за Атоса и Арамиса, например, пели, соответственно, Вячеслав Назаров и Владимир Чуйкин. И вообще Арамис не только пел, но и говорил чужим голосом: его озвучил Игорь Ясулович.
«Тот самый Мюнхгаузен» 1979 г.
Леонид Ярмольник в передаче «Временно доступен» рассказал, что исполнитель главной роли в этом фильме Олег Янковский заработал за съемки 3800 руб.
Публика после этого признания долго спорила: что конкретно мог приобрести на такие деньги советский гражданин тех лет? Так, СМИ указывают, что в период съемок данного фильма Марка Захарова можно было купить ГАЗ-24 за 9800 руб., а «копейку» – за 5150 руб.
Кстати, сам Ярмольник, тоже снявшийся в том кино, поделился, что он за свою машину расплачивался пять лет.
Итак, кто у нас получился самым высоко оплачиваемым? Или высоко оплаченным (за конкретный фильм)? 🙂
П. с. Уважаемые читатели, давайте сравним зарплаты актеров и людей других профессий, по вашим воспоминаниям. Не для подсчета чужих денег, а сугубо социологически, чтоб понять, как жили люди в то время.
П. п. с. Сравнивать с современными российскими актерами сложно – уж очень изменились цены со времен СССР. Поэтому назову лишь один пример: Константин Хабенский за участие в «Дневном Дозоре» заработал, по разным данным, от 100 000 до 200 000 долл.
Напомню, что по курсу 1 долл. в 1970-ее гг. стоил 73 коп., а в 2004 г. (время съемок «Дневного Дозора») – около 29 руб. Путем несложных вычислений можно перевести заработок Хабенского на рубли и сравнить с гонорарами советских актеров…
Это значительно больше, чем у советских талантов и даже гениев сцены и камеры. Поэтому неудивительно, что некоторые актеры постепенно начали сниматься в рекламе уже в советское время. И ведь неплохо порой зарабатывали.
Да и киногерои нередко получали деньги немалые. Один только Штирлиц имел заработки сразу у двух работодателей. Хотя, если верить фильму, занимался он только делами советской разведки, а в своем кабинете в нeмeцкoм вeдoмcтве почти не бывал… И как только его не уволили? 🙂