Любое участие ценно. Любая роль интересна. И порой одной фразой можно прославиться. А вот сколько можно за это получить?
Александр Абдулов, уже став знаменитым, делился, что в юности подрабатывал в массовке. Самой «обстоятельной» стала его роль в картине, название которой он забыл, но где он даже получил текст – крикнул фразу: «Да здравствует советская власть!»
Конечно, оплата за такое символическое участие была также символической. Однако она была. Чаще всего это было менее 1 руб.
А вот Татьяна Пилецкая, ставшая народной артисткой России, в юности умудрилась попасть на бал Золушки – в качестве массовки при съемках еще черно-белой советской сказки «Золушка» 1947 г. И там она за один день участия в съемках зарабатывала по 4 руб. 50 коп. Это были вполне приличные деньги по тем временам.
Или вот в музыкальной советской комедии «Свадьба в Малиновке» 1967 г. было много песен и танцев. Практически в духе «танцуют все!».
И помимо профессионалов – артистов из ансамбля «Жок», в хореографических номерах появлялись жители той самой Малиновки. Такая деревня существовала, в ней действительно снимали некоторые сцены и к ним привлекали аборигенов.
Так вот снявшиеся в массовке получали – в зависимости от того, насколько часто они мелькали в кадре и насколько сложные «фортеля» выполняли, – от 50 коп. до 3 руб.
Привлекали местных по близким расценкам и для съемок «Белого солнца пустыни» 1970 г. Причем здесь получился курьез. Дело в том, что набирали их в качестве жен Черного Абдуллы.
Но собственно женщин – с лицами, попавшими в кадр, – сыграли жительницы других районов: Москвы (была там даже редактор из «Останкино»), Латвии…
А обитавшие по месту съемок – в окрестностях Махачкалы на побережье Каспийского моря – сниматься не хотели. И тогда в некоторых сценах их заменили… солдатами.
Ну, а что? В некоторых кадрах героини настолько тщательно задрапировывались, что неясно, кто там под одеяниями был: очаровательная одалиска или «вдруг крокодил какой».
Если говорить о современности, то участие в массовке становится частым заработком для многих. Есть даже сайты, где можно записаться подработать на съемках.
Так, сотрудница «»МК» в Петербурге» поделилась в статье, что для одного из фильмов ей пришлось всего лишь продефилировать в историческом шикарном платье под руку с кавалером. Причем этот эпизод в картину даже не вошел. Но она получила свои 200 руб.
Или вот жительница Крыма рассказывала журналистам газеты «Моя семья», что ее как-то случайно прямо на улице попросили сняться в эпизоде фильма «Дом Солнца» 2010 г.
Там надо было засветиться на тусовке хиппи 1970-х гг. За каждую смену (причем ночную, так требовалось по сюжету) ей платили около 3000 руб.
В 2020-е гг. подобное участие, если верить специальным сайтам, рекрутирующим массовку, обойдется порядка 800–3500 руб. сообразно сложности роли, опыта участника и проч.
Есть и такой необычный способ заработка местных жителей, как не сняться самому, а предоставить свое жилье в качестве локации.
Например, москвич Андрей Хабаров, бывший актер, рассказал «МК»: «…звонят мне с такого-то сериала… Говорят: нужно снять эпизод в квартире второстепенного героя. Вводные: он бывший инженер, спивается…»
По его словам, заработок от предоставления такой локации варьируется:
• 2- или 3-комнатная квартира – порядка 5000–10 000 руб. за съемочный день;
• апартаменты в элитных новостройках – около 15 000–20 000 руб. за тот же период;
• жилье для съемок полнометражного фильма – более 30 000 руб. в сутки.
Например, для съемок фильма «Географ глобус пропил» 2013 г. квартиру героя Константина Хабенского снимали в павильоне, а балконом (вы помните, он располагался на высоком этаже с хорошим обзором и был очень необычным – с «загогулиной») поделился житель Перми в реальном д. 31 на ул. Танцорова.