Спасался от «ломки» семечками, едва не убил Басилашвили: суровая правда Верещагина из «Белого солнца пустыни»

Сама министр культуры Екатерина Фурцева хлопотала о Павле Луспекаеве, ведь он был гениальным актером.

В 1927 году в семье нахичеванского армянина и донской казачки в селе Большие Салы Ростовской области родился уникальный талант, будущая звезда советского кино. Павел унаследовал отцовскую фамилию Луспекян, но все знают его как Луспекаева.

Чтобы не было проблем в карьере он изменил фамилию, однако гордый и своенравный характер, доставшийся ему от родителей, изменить не смог, как ни пытался.

В 16 лет Луспекаев ушел в партизаны, едва не потерял руку, отказавшись от ампутации, но потом снова вернулся бороться с врагом. В одной из разведывательных вылазок 17-летний Павел четыре часа неподвижно лежал на снегу.

Обморожение ног привело к атеросклерозу сосудов. Хотя дебют актера в кино состоялся еще в середине 50-х в грузинской ленте «Они спустились с гор», но заметили его благодаря роли водителя Степана в фильме «Капроновые сети».

Успех принес с собой боль и страдания — на съемках хроническое заболевание обострилось, Луспекаева экстренно госпитализировали и ампутировали фаланги пальцев на ногах.

Позже врачи и вовсе полностью отрезали пальцы, чтобы предотвратить гангрену, как это было в случае с Романом Костомаровым. Но Павел не ушел на пенсию по инвалидности, а продолжил играть на сцене и в кино.

О жестком, волевом и вспыльчивом характере Павла Луспекаева, а также о его ненависти ко всему немецкому, ходили легенды. Как-то раз ленинградский театр БДТ выехал на гастроли в Берлин.

Советские актеры вместе с режиссером Георгием Товстоноговым, а также немецкие артисты и дипломаты встретились на приме у министра культуры ГДР.

Разговор зашел о Ленинграде, в который Луспекаев влюбился с первого взгляда. «Геноссе Луспекаев, я тоже видел Ленинград!» — поддержал беседу главный переводчик Министерства культуры ГДР.

Читайте также  Больше 30 лет назад Фатеева оставила внука в детдоме. Как он выглядит и живет сейчас

И добавил, что смотрел на город в бинокль с Пулковских высот, где в Великую Отечественную проходили жесточайшие бои. После этих слов Павел подошел к немцу вплотную и приподнял его за грудки: «Ну что, видел Ленинград?!»

Поскольку Луспекаев испытывал сильнейшие боли, врачи прописали ему мощный препарат на основе опиоидов. С каждым разом доза все увеличивалась и в какой-то момент стала критической.

Понимая, что возникшая зависимость причиняет еще большие страдания, которые в народе называют «ломкой», актер решил бороться с ней. А в качестве лечения выбрал… подсолнечные семечки, которые грыз в перерывах между съемками и за кулисами.

На помощь страдающему Луспекаеву пришла министр культуры Екатерина Фурцева. Она заказала из Франции специальные протезы, которые были созданы по эскизам, нарисованным самим Павлом. И другие входили в его положение, видя, как тяжело актеру играть, хоть он и старался не подавать виду.

На съемках «Белого солнца пустыни» режиссер Владимир Мотыль предложил ему сниматься на костылях, ради чего хотел было изменить сценарий.

Но Луспекаев наотрез отказался и от костылей, и от дублеров — лишь в эпизоде, где Верещагин сталкивает с баркаса ногами бандитов, актера заменили. Все остальное время его везде сопровождала жена, которая носила складной стул для знаменитого мужа.

Кстати, многие черты супруги Верещагиной сценарист позаимствовал у Инессы Кирилловой, которая прощала мужу все — и его пьянство, и вечных любовниц, и вспыльчивость.

Олег Басилашвили жил с Луспекаевым на одной лестничной клетке, но не дружил, а лишь приятельствовал, поскольку опасался его и настороженно относился к скандалам, связанным с соседом. И основание для этого было весомое.

Однажды Павел поклялся коллеге, что больше не будет пить, а спустя полчаса позвал Басилашвили в ресторан, где заказал… водки. «Ну, я пошел», — отреагировал на это Басилашвили.

Читайте также  От отца: бездонная глубина глаз и таланта. Как сложилась жизнь единственной дочери знаменитого Ихтиандра

Луспекаев разозлился и бросил ему вслед нож, который пролетел через весь ресторан и вонзился в дверь. Ночью «Верещагин» в слезах стоял на коленях под дверью Басилашвили и просил соседа, чтобы тот его простил.

Таких инцидентов было много, а последствия некоторых из них попадали даже в кадр. Так, в фильме «Белое солнце пустыни» в одной из сцен у Верещагина заметна кровь на лице.

Сейчас уже известно, что это не мастерская работа гримеров, а настоящая рана. Незадолго до съемок эпизода Павел Луспекаев подрался в пивной с «аборигенами» и пришел на площадку с порезом, который ему нанесли ножом.

В «Белом солнце пустыни» Павел Луспекаев исполнил одну из своих последних ролей в кино. Через две недели после премьеры картины Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва аневризмы аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трех дней до своего 43-летия.

Цифру 42 поклонники считали роковой для актера, ведь взрыв баркаса с Верещагиным на борту происходит именно тогда, когда звучит эта цифра.

Источник