Татьяна Доронина: С каждым из мужей я честно отбывала по семь лет

Знаменитый французский кинорежиссер Клод Лелюш, посмотрев советский фильм «Старшая сестра», однажды сказал: «Проход Дорониной по Дворцовой площади Ленинграда — это гениально.

Так даже не умеет ходить Софи Лорен». При этом актриса, обошедшая (во всех смыслах) саму Лорен, за свою долгую творческую жизнь сыграла всего в полутора десятках фильмов, и, по большому счету, лишь немногие из них по-настоящему хороши. Последний раз она снималась в кино почти 40 лет назад.

Но большинство зрителей до сих пор считают ее одной из главных актрис страны. У нее тьма поклонников, которые восхищаются ее актерским обаянием и женской красотой.

Немало и тех, кто ее терпеть не может из-за манерности, наигранности, из-за специфического голоса с придыханием. Что ж, в 90 лет не оставлять никого равнодушным — это тоже талант.

Любой ее поступок (покинула ли она пост худрука МХАТ им. Горького, переселилась ли со своими кошками в элитный санаторий) активно обсуждается в прессе.

Она всегда всем интересна, будто речь идет не о театральной актрисе, а о рок-звезде. Собственно, она всегда и была ею — рок-звездой драматической сцены.

ИЗБАВИЛА БАСИЛАШВИЛИ «ОТ ГНЕТА»

Интересно, что родилась будущая «рок-звезда» в очень простой семье. Ее родители — из крестьян, переехали из деревни в Ленинград в поисках работы.

И нет ничего удивительного в том, что в фильме «Три тополя на Плющихе» она органично сыграла деревенскую женщину Нюру, приехавшую в Москву продавать домашнюю ветчину. Играя эту роль, она ориентировалась на свою мать.

Еще в начальной школе по просьбе учителей она ходила в старшие классы и с вдохновением декламировала стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста».

В 16 лет после 8-го класса попыталась поступить в Школу-студию МХАТ, будучи уверенной в том, что, когда ее увидят, примут незамедлительно.

Читайте также  Завидному "жениху" Антону Макарскому отказала знаменитая актриса, еще он трижды уходил из семьи и возвращался

И она действительно произвела впечатление на экзаменационную комиссию, но подвело отсутствие аттестата: ей посоветовали окончить школу и только потом идти учиться на артистку.

Что она и сделала через два года. Ее однокурсниками по Школе-студии МХАТ были Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачев, Михаил Козаков.

И даже на фоне таких очевидных талантов она все равно была любимейшей ученицей у своего педагога Бориса Ильича Вершилова. Училась она великолепно, но после окончания Школы-студии в

1956 году ее не взяли во МХАТ. Объясняли это по-разному: одни говорили, из-за того, что она слишком особенная, слишком яркая индивидуальность, другие связывали это с ее характером, который с юности был непростым.

Вместо московского МХАТа она получила распределение в Волгоград, куда и отправилась со своим однокурсником Олегом Басилашвили, ставшим ее первым мужем. Но уже спустя несколько месяцев их позвали в Ленинград, в Театр имени Ленинского комсомола.

А через два года ее пригласил в БДТ Георгий Товстоногов, причем она поставила режиссеру условие, что будет работать, только если возьмут ее вместе с мужем. Товстоногова развеселило это очаровательное нахальство, и он взял обоих.

Работа в БДТ — это годы ее невероятной славы. Публика шла на Доронину. Критики писали: «Каждый раз она появлялась на сцене, как шаровая молния».

Она играла Софью в «Горе от ума», Лушку в «Поднятой целине», Машу в «Трех сестрах», Настасью Филипповну в «Идиоте»… Она была самой любимой актрисой Георгия Александровича.

Но в разгар своей славы решила уехать в Москву во МХАТ, к великому огорчению Товстоногова и на радость всей труппе — отношения с коллегами у нее всегда складывались сложно.

С Басилашвили к тому времени она развелась и этим, как он сам позже признается, избавила его от гнета. Свой уход от Товстоногова Доронина назовет предательством, за которое ей долго придется расплачиваться.

Читайте также  Кормящая мать Альбина Джанабаева бурно отреагировала на признания бывшей жены Валерия Меладзе

Такой любви со стороны режиссера больше в ее жизни не будет. В Москве ее ждал новый муж — драматург Эдвард Радзинский, который напишет для нее несколько прекрасных пьес.

Но, по его же мнению, семья никогда не составляла смысла жизни Дорониной. Только театр. Она и сама говорила, что привыкла в жизни рассчитывать только на себя. Никогда не сидела у мужчины на шее.

И со своими мужьями, а их в ее жизни было пятеро (помимо Басилашвили и Радзинского это были актер Борис Химичев, театровед Анатолий Юфит и партийный работник Роберт Тохненко), всегда была на равных:

«У меня были замечательные, красивые, талантливые, умные, прелестные мужья. С каждым из них я честно отбывала по семь лет»… Словно это не семейная жизнь, а тюремный срок.

«ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Народная молва много раз «женила» их с Олегом Ефремовым. Впервые они встретились в их дебютной картине (Доронина была еще студенткой) «Первый эшелон» об освоении целинных земель в Казахстане.

Ефремов играл главную роль, Дорониной достался эпизод. Ефремов на съемках этого фильма увлекся другой молодой артисткой — Ниной Дорошиной.

С Дорониной он потом встретился на съемочной площадке легендарной картины Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».

А через год они снова повстречались в фильме «Еще раз про любовь», где персонаж Ефремова любит героиню Дорониной, а она увлечена другим. Но в жизни все было по-другому. Говорят, Доронину Ефремов почти не переносил, считал ее неискренней.

Когда Министерство культуры заставило его взять Доронину повторно во МХАТ (из которого она ушла в начале 70-х в Театр им. Маяковского, а через 13 лет захотела вернуться), часть коллектива выступила против ее возвращения.

Читайте также  Роман Костомаров примет участие в съемках фильма «Киборг»

Ефремов ее все-таки взял, но почти ничего не давал играть. У Татьяны Васильевны очень сильная энергетика, она воздействовала на зал, даже когда молчала на сцене.

«Такой же энергетикой она обладала и в жизни, — свидетельствует писательница Татьяна Бронзова. — Ее настроение воздействовало на коллектив. Она очень тяжелый человек».

После выхода фильмов «Старшая сестра», «Еще раз про любовь» и особенно «Три тополя на Плющихе» она стала кинозвездой. Три года подряд читатели журнала «Советский экран» называли Доронину лучшей актрисой года.

Но в какой-то момент ее резко перестали снимать. Режиссеры боялись ее капризов, она же все объясняла тем, что в кино ей просто не везло.

Но Татьяна Васильевна осталась королевой сцены, и, даже когда МХАТ, которым она руководила больше 30 лет, оказался на обочине театральной Москвы, все равно у нее был свой зритель.

А ЧТО СЕЙЧАС?

Последний год Татьяна Васильевна живет в геронтологическом центре «Юго-Западный» в окружении персонала и своих кошек. Там она вынашивает планы выйти на сцену МХАТ им. Горького после ремонта.

Назвать этот центр домом престарелых язык не поворачивается — условия там великолепные. Хотя любое заведение, где проживают люди старше 80, всегда будет напоминать богадельню. Доронину и там продолжают баловать и считаться с ее капризами.

Еще недавно в театральном буфете ей готовили любимую еду и привозили в геронтологический центр. Дело в том, что ее отец работал шеф-поваром в санатории: в театре сбились с ног, чтобы придумать, как приготовить «те самые котлетки», которые делал для Татьяны папа. Ей по-прежнему трудно угодить…

Источник