Советскому шпионскому детективу «Пятьдесят на пятьдесят» исполнилось 50 лет! В сентябре 1972 года была завершена работа над фильмом режиссёра Александра Файнциммера «Пятьдесят на пятьдесят».
Более трёх часов члены художественного совета обсуждали картину и в итоге приняли её с рядом оговорок.
Ну а премьера фильма состоялась лишь в феврале 1973 года. В этом году этой незаслуженно забытой картине исполнилось ровно полвека.
Шпионскую историю о работе нашего разведчика-нелегала на Западе придумали сценаристы Игорь Иров и Зиновий Юрьев.
После сумасшедшего успеха фильмов «Мёртвый сезон» и «Ошибка резидента», тема работы современных советских разведчиков была очень востребованной в кино.
Но, по мнению челнов худсовета, киноистория про разведчика Волгина в фильме «Пятьдесят на пятьдесят» была блеклой, запутанной и не очень правдоподобной. И кое в чём я ними готов согласиться.
Многие позже говорили, что не будь до этого фильма «Мёртвого сезона» и «Ошибки резидента», то, возможно бы картина Александра Файнциммера имела успех.
Так как в сравнении с ними фильм заметно проигрывает. И даже красавец Лановой в главной роли не смог спасти этот слабый сценарий и не очень выразительную режиссуру.
И тем не менее картины получилась очень патриотичной, хоть и достаточно наивной. Разведчик Волгин в исполнении Василия Ланового не похож на суперагента.
Нет в фильме перестрелок и зубодробительных драк, но есть противостояние с американской разведкой, в которой наши не имеют права проиграть. И в этом главный посыл картины.
Кстати, этот посыл особенно интересен в ходе сегодняшних событий. Что греха таить – в то время многие из нас думали, что создатели советских фильмов преувеличивали подлость и цинизм Запада.
Ведь это тоже было элементом нашей коммунистической пропаганды, когда советских граждан убеждали в том, что у них человек человеку волк, а сам строй «загнивает и разваливается».
Но побывавшие там советские люди рассказывали совсем другое. Они говорили о полных полках в магазинах, об улыбающихся на улице людях, о высшем уровне сервиса для простых людей и т.д. и т.п.
Поэтому мы так скептически относились к советским фильмам и художественным произведениям, которые говорили нам об обратном.
И вот сегодня мы видим, насколько прозорливы были авторы и создатели советских фильмов в те годы. Сегодня нашей власти уже не нужно изощряться в какой-то пропаганде неприемлемости нам их принципов жизни.
Достаточно молча показать репортажи с улиц Сан-Франциска с погромами супермаркетов. Или знаменитую Голливудскую аллею с десятками ночующих там наркоманов, парады ЛГБТ и т.д.
Месяц назад знакомый окольными путями побывал в Париже. Ездил навестить старых друзей, которые из числа потомственных парижан. Рассказывает, что состояние у тех удручённое.
В соседнем квартале обосновалась большая диаспора мигрантов-арабов. И теперь его друзья (пожилая семейная пара) бояться выходить на улицу. А ведь это ближний пригород Парижа, всего 15 минут езды до Елисейских полей.
Они там родились и выросли, и вот перестали быть хозяевами в своём же районе. Рассказывают, что однажды ночью кто-то в квартире разбил три окна.
Они думали, что это нападение, страшно напугались и вызвали полицию. В полиции ответили, что смогут приехать только утром, так как ночью у них много вызовов на более важные преступления.
Утром приехал местный инспектор и составил протокол для страховой компании. Он им честно признался, что ночью полиция просто боится приезжать в их район. Такие вот невесёлые дела нынче в Париже.
Но я отвлёкся. Фильм, с моей точки зрения, неплохой. Американская и британская разведки показаны очень ярко и ёмко. А наш Волгин-Лановой просто выше всяких похвал!
Так что приглашаю посмотреть. И, кстати, Запад в фильме показан в очень привлекательном виде. Каким он и был на самом деле всего полвека назад.