— Не могу я принять ваше предложение, люблю другого!- взмолилась Титова.
— Я вам предлагаю новую жизнь! — выпалил Басов. — Перед вами откроется целый мир!
А любовь… Достаточно того, что я вас люблю. И она стала его женой, потому что хотела иметь мужа и детей…
Детство
Отец Владимира Басова, Павел Басултайнен, был финном по национальности и большевиком со стажем. Позже сменил свою фамилию на партийный псевдоним «Басов».
После окончания философского факультета решил посвятить себя военной службе и волей судьбы оказался в Покровске(сегодня город Энгельс), где влюбился в дочь священника Александру.
Влюбленные поженились. И вскоре кадровый военный Павел Басултайнен-Басов был направлен армией в Среднюю Азию.
Пока красный командир воевал за установление советской власти, его молодая супруга занималась на родине образованием неграмотных. Разъезжая по городам и весям, комсомолка учила взрослых и ребятишек грамоте и литературе.
В одной из таких поездок летом 1923 года и появился на свет их сынок Володя. После рождения ребенка новоиспеченная мама не оставила свое просветительство, продолжив колесить по стране уже с маленьким сыном на руках.
А чуть позже приехала к мужу на погранзаставу в туркменский городок Мары, куда Басова-старшего партия направила на борьбу с басмачами.
В 1931 году Павел Басов геройски погиб. Вмиг осиротевшая семья переселилась в город Железнодорожный, что в Нижегородской области, к старшему брату Александры Ивановны.
Мать с ранних лет обучала сына грамоте, поэтому экзамены для поступления в школу Вова сдал блестяще и был зачислен сразу в третий класс железнодорожной школы.
Но отучился в ней всего год. Александру Ивановну перевели на должность секретаря редакции районной газеты в город Кашин Калининской области.
Еще через два года семья перебралась на новое место работы матери — в село Александрово Горьковской области. И лишь в 1937 Басовы оказались в Москве, где Володя окончил школу.
Мечты, мечты…
О кино мальчишка мечтал с детства. Посещая маленькие душные кинотеатры, он завороженно смотрел на экран, представляя, что действо рождается прямо там, — в задней стене зала.
Позже, уже учась в средней школе, с удовольствием декламировал со сцены стихи и в лицах представлял литературные истории.
В пятом классе Вова впервые участвовал в постановке пушкинской «Полтавы». А последний учебный год провел за кулисами МХАТа, куда приходил после занятий в театральной студии при Московском университете.
Из осветительской ложи юному театралу было позволено смотреть «Синюю птицу» и «Дни Турбиных».
Выпускной бал Басова пришелся на тот скорбный июнь 1941 года. Тысячи парней и девушек готовились вступить во взрослую жизнь, но многим из них пришлось сменить пальто и костюмы на шинели и униформу защитного цвета. Не стал исключением и наш герой.
Отстояв очередь в военкомат, Володя записался на фронт добровольцем и прошел всю войну.
Воевал под Ельней, командовал артиллерийской батарей, служил в штабе и не раз оказывался на передовой. Голодал, терял боевых товарищей, видел смерть, кровь и сам был контужен.
День Великой Победы Басов встретил в чине капитана в Прибалтике. Но после окончания войны еще год служил в артполку.
Ему прочили блестящую военную карьеру, но он принял решение вернуться в Москву. Мечты о кино его не покидали — Владимир хотел стать режиссером.
ВГИК
В сентябре 1946 года возмужавший, бравый и подтянутый Басов уже находился в студенческой аудитории ВГИКа.
Первым наставником объединенной актерско-режиссерской мастерской стал мастер кинематографа Сергей Юткевич. Через три года курс возглавил Михаил Ромм.
Басов был настолько талантлив и в общении, и в профессии, что, едва во ВГИКе начались практические занятия, у всех возникло убеждение: это уже готовый профессионал.
А еще он обладал поразительной способностью влюблять в себя людей своими шутками и импровизациями.
Первая любовь
Имея неправильные, нестандартные черты лица, обаятельный острослов влюбил в себя многих девушек института, среди которых оказалась и «совершенный ангел» Роза Макагонова.
Одна из самых красивых и заметных студенток курса олицетворяла собой нежность и чистоту. Все в ее внешности было ангельски белоснежным: точеная фигурка, лицо, облако волос и улыбка.
Несмотря на слабое здоровье (после войны у девушки выявили туберкулез), она была музыкальна и обладала невероятным голосом.
К тому же была доброй, отличалась скромностью, что очень импонировало Володе. Вокруг Розы крутилось много поклонников, но только нескладный москвич привлек ее внимание. В 1949 году влюбленные поженились.
Владимир привел молодую жену к своей маме в коммуналку. Практически сразу после свадьбы она отошла от своих студенческих подруг, погрузившись в заботы о муже.
После окончания института Роза устроилась в Театр киноактера, где начинающей актрисе доверяли заметные и характерные роли. Да и в кино снимали довольно часто.
Пошла в гору и карьера ее мужа. На экраны один за другим вышли фильмы режиссера Владимира Басова: «Крушение эмирата», «Необыкновенное лето» и «Первые радости».
Почти во всех он снял свою жену. Но не упускал возможность выбить для нее роль и у других режиссеров.
Развод
Супругам выделили отдельную комнату в Доме работников кино. Жить да радоваться. Однако семейная жизнь постепенно омрачалась ревностью и алкоголизмом мужа.
После гибели в авиакатастрофе его близкого друга Мстислава Корчагина режиссер все чаще стал прикладываться к бутылке и срываться на жену. Кроме того, она болела и не могла иметь детей. Он же мечтал о семейном уюте и детях.
Со временем Макагонова стала уже не такой привлекательной и желанной. И через восемь лет совместной жизни брак распался. Владимир собрал вещи и ушел, прихватив с собой раскладушку.
Поговаривали, что причиной развода стала новая пассия режиссера — актриса, с которой он работал в своем новом фильме. Однако ни он, ни Роза на эту тему никогда не распространялись.
Вторая попытка
В конце 1956 года режиссер приступил к работе над лентой «Случай на шахте 8». Коллеги посоветовали ему обратить внимание на молодую студентку четвертого курса ВГИКа, 21-летнюю Наталью Фатееву.
Басов пригласил девушку на пробы главной героини Аллы и…влюбился. Буквально в первый же день сделал той предложение:
— Выходите за меня замуж!
— Вот сыграю у вас в фильме, потом посмотрим,- отшутилась Наташа.
Но Басов умел ухаживать. Очень умный, по-настоящему начитанный, обладающий неподражаемым чувством юмора, он мог так интересно что-то рассказывать или читать стихи, что она слушала его как завороженная.
На съемках в районе Печорского угольного бассейна у них начался роман, а к моменту их окончания они уже были мужем и женой. Коллеги, присутствующие при зарождении этих отношений, в голос уверяли — брак был по любви.
Наташа восхищалась мужем, заботилась о нем, носила ему горячий бульон в термосе, уговаривала потеплее одеваться. А по вечерам, когда все участники киноэкспедиции собирались вместе, нежно и трепетно к нему прижималась.
А вот московские друзья и коллеги в большинстве своем не верили в искренность девушки и со всех сторон твердили, что молоденькие актрисы редко выходят за режиссеров по любви.
Карьера Фатеевой и правда развивалась стремительно. В конце 50-х- начале 60х ее называли одной из самых талантливых, красивых и заметных актрис нового поколения в советском кинематографе.
Наталья с самого начала разделила семейную жизнь и профессию, решив больше не сниматься в картинах мужа. Со временем это стало для нее принципиально важным. Так она сохраняла свою независимость и многого добивалась сама.
Нередко на торжественных приемах, танцуя с кем-нибудь из больших чиновников, Фатеева слышала лестные слова о себе.
Мужчины намекали, что не прочь были бы провести с ней вечер, обещая за это устроить ее творческую судьбу. Но молодая женщина брезгливо реагировала на подобные предложения. Она любила только мужа.
Разлад
В феврале 1959 года Наташа родила сына Владимира. И стала ему замечательной мамой. Тянуть дом, семью, работу в Театре имени Ермоловой и в кино ей приходилось в одиночку.
Муж практически не помогал, ведь в перерывах между съемками своего кино Басов уходил в запой.
В театре актрису ценили, обещали давать главные роли, но ей все трудней становилось совмещать работу и семейные хлопоты. Поэтому, когда Володе исполнилось три года, актриса приняла решение покинуть сцену, чтобы посвящать это время сыну.
— Твоя болезнь прогрессирует, ты собираешься лечиться?- как-то спросила она мужа.
— Господи, когда-же ты уже, наконец, постареешь? Когда тебе исполнится тридцать и ты станешь некрасивой,- посмотрев на жену мутными глазами, проворчал Владимир.
По словам самой Фатеевой, муж завидовал ее успеху и красоте. Якобы на фоне красавицы-жены он комплексовал и ощущал свою внешнюю «некрасивость».
Но она стареть не собиралась. Наоборот, всеми силами старалась сохранить свою актерскую привлекательность.
Нельзя сказать, что Басов был беспробудным алкоголиком. Вряд ли член партии в советское время мог являться на студию в пьяном угаре и при этом интенсивно работать. К тому же на счету режиссера 19 картин и сериалов и более девяноста сыгранных ролей!
Как бы там ни было, к тому моменту, как Басов приступил к работе над знаменитой картиной «Битва в пути» брак этих двух людей уже трещал по швам. Тем не менее режиссер снял свою жену в главной роли.
Правда, только по одной причине: Фатеева была утверждена и успела отсняться в нескольких эпизодах у другого режиссера — Захара Аграненко, скоропостижно скончавшегося во время съемок.
Съемочная группа и исполнители главных ролей «Битвы в пути» объездили с картиной всю Европу и Америку. Фильм принес Басову всенародное признание, а Фатеевой — известность. Но спасти свой брак они не смогли.
Всю свою последующую жизнь Владимир Павлович был уверен, что жена ему изменяла. А она до последнего утверждала: единственный мужчина, которого она любила, был Басов.
Не простила
После развода Владимир пытался вернуть Розу Макагонову. Режиссер приходил к первой жене, умолял начать все сначала. Женщина долго сомневалась и просила совета у подруг:
— Что мне делать? Как поступить?
— Слушай свое сердечко,- отвечали те.
Но оно промолчало…
Позже Роза вышла замуж за физика. А Басова встретила уже в конце 70-х на съемках фильма «Приключения Электроника», где сыграла учительницу пения — маленькую женщину, излучавшую свет. А он предводителя банды, похитителя картин Стампа.
Еще одна Наташа…
На съемках фильма «Тишина» Басов увлекся исполнительницей одной из ведущих ролей — молодой актрисой Натальей Величко. Талантливая, скромная, симпатичная девушка заняла все его мысли настолько, что он был готов на ней жениться.
Коллеги по съемочной площадке замечали, что и Наташа смотрела на режиссера обожающими глазами. Многие тогда порадовались за артистку. Но нашлись и те, кто откровенно завидовал.
Одна из таких коллег по имени Жанетта пустила слух, что Величко влюблена в другого актера, а Басова хотела лишь использовать в своих корыстных целях. Естественно, когда тот услышал разговоры, сразу же охладел к девушке. Она не стала ему ничего доказывать.
— Я хотел на тебе жениться по-настоящему, -признавался он ей позже. — Но тебя оговорили…
Сама же Наталья Яковлевна утверждала, что просто была ему нужна…
— И тут ничего не сделаешь. Басов был намного старше. И денег ему вечно не хватало, алименты нужно было платить..,- откровенничала актриса. — Он был симпатичнейший, конечно. Добрый, все время шутил…
Новая попытка
В 1963 году Басов приступил к работе над фильмом «Метель» и подыскивал актрису на главную роль. Когда к нему привели студентку Валю Титову, режиссер обомлел. Именно такой он видел свою Машу.
Сама же Титова сниматься у него была не готова. В то время она училась в студии при Большом драматическом театре в Ленинграде, а педагог Георгий Товстоногов не приветствовал участие своих студентов в съемках.
Но едва за Титовой закрылась дверь, Басов громко заявил: — Женюсь! И тут же утвердил на роль, добившись позже разрешения от БДТ на участие студенки Титовой в картине.
После завершения съемок Валентина вернулась в Ленинград, но Владимир с завидной регулярностью стал к ней приезжать.
Для молодой девушки сорокалетний мужчина казался глубоким стариком, тем более она уже была безумно влюблена в женатого Владислава Шалевича.
— Басов сделал мне предложение,- призналась Валентина Шалевичу.
—У тебя к нему чувства? Ты его любишь? Я тоже могу на тебе жениться!- взволнованно прошептал тот.
Но она знала, что это были только слова… К том же уже была очарована Басовым и вскоре стала его женой. Как и в случае с Фатеевой, третью жену так же обвиняли в расчетливости. Но сама Титова позже признавалась:
— Басов меня обольстил – поднял голову, как змея, и я уже никуда не смогла деться, как суслик, досталась ему. И когда меня об этом спрашивают – почему? – я не знаю, что ответить. Это та самая магия. Басов умел обвораживать. Он ошеломлял…
А вот родителям невесты Владимир поначалу совершенно не понравился. Впервые увидев зятя, мать Валентины в сердцах воскликнула:
— Немедленно разводиться! Мало того, что он старый, так еще и некрасивый!
Со временем Басов буквально влюбил в себя тещу, что почти во всех семейных конфликтах та становилась на его сторону.
Счастливая семья
После свадьбы Валентина переехала к мужу в небольшую трехкомнатную квартиру на улице Пырьева. В семье родился сын Александр, а через пять лет — дочь Елизавета. И жизнь закипела.
Титова оказалась прекрасной хозяйкой: содержала в идеальном порядке дом, изумительно готовила, заботилась о много работающем муже и детях.
Позже семье выделили новую квартиру на Тверской с видом на Кремль. Супруги сделали в ней дорогой ремонт и обставили антикварной мебелью.
Режиссер по-прежнему много работал и снимал жену почти во всех своих картинах. Иногда разрешал ей сниматься в фильмах других.
Уезжая в экспедиции, Валентина часто оставляла детей на мужа, доверяя ему безоговорочно. Она точно знала: они будут накормлены, уроки сделаны, а в доме будет порядок.
Режиссер и актер
Время 60-х годов стало для Басова настоящим расцветом и в карьере. Он создал свои лучшие фильмы: «Тишина», «Метель» и «Щит и меч».
Двухсерийную «Тишину» режиссер снял в рекордный срок — за шесть месяцев. В советские времена так не работал никто.
В картине он хотел показать не конкретного персонажа, а собирательный образ своего поколения — ребят, которые из школы сразу попали на фронт. О детях, не отрекшихся от своих отцов.
Фильм пытались запретить и не хотели выпускать в прокат. Однако Никита Хрущев на личном показе картину оценил. Чиновникам от Госкино пришлось выпустить ленту на большие экраны.
А затем именно «Тишина» стала фильмом, открывающим в Париже декаду советского кино. А за судьбой Иоганна Вайса (Александра Белова) из шпионского сериала «Щит и меч» зрители, затаив дыхание, следили еще задолго до появления Штирлица.
Раскрылся в этот период и еще один талант Владимира Павловича. В 1963 году он сыграл свою первую заметную роль. Георгий Данелия попросил уже считавшегося признанным мастером Басова заменить заболевшего исполнителя в картине «Я шагаю по Москве».
Момент с полотером в сценарии был блеклым и проходным. И только благодаря актерскому таланту оказался одним из самых ярких в ленте.
Сам артист не рвался играть главных героев. Однако образы, которые он воплотил, невозможно забыть по сей день.
Многие из них зрители помнят с самого детства: Дуремар из сказки «Приключения Буратино», Волк, гоняющийся за Красной шапочкой, король Джакомон — противник Джельсомино. И, конечно же, Стамп, желающий заполучить Электроника.
Но его помнят не только по детским фильмам. Актерский талант Басова таков, что даже крошечная роль в картине запоминается зрителям, а порой единственная реплика персонажа становится цитатой: «Для вас — просто Антон.
Отчество я приберегаю для подчиненных.», «Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет поработать?»
Он продолжал сниматься сам и создавать фильмы в качестве режиссера. Пожалуй, одной из самых сильных его работ можно назвать картину по произведению Михаила Булгакова «Дни Турбиных» снятый в 1976.
Фильм о российской интеллигенции времен революции, для того времени очень неоднозначный и смелый, удивительным образом был пропущен цензурой и тепло встречен критикой.
Семьи больше нет
После «Дней Турбиных» у Басова-режиссера наступила длительная пауза. Семья тоже рушилась. Однажды, вернувшись из командировки, он вызвал жену на разговор, узнав, что ею серьезно увлекся известный кинооператор и сердцеед Георгий Рерберг.
— Ты его любишь?- тихо спросил он Валентину.
— Ты веришь сплетням? Или думаешь, что мне не дорога моя семья, мой дом, мой муж?-возмутилась та.
Но чтобы у нее не происходило тогда с Рербергом, с тех пор Владимир перестал ей доверять. Начал сильно выпивать и устраивать скандалы.
Атмосфера накалилась до такой степени, что Титова поняла: придется поставить точку. Расставание оказалось тяжелым испытанием для обоих.
Режиссер очень переживал, у него начались проблемы с сердцем. Но, несмотря на плохое самочувствие, начал процесс по поводу лишения супруги родительских прав.
Сама Галина Брежнева помогала ему в этом. От Валентины отвернулись многие друзья. А после того, как дело в суде было выиграно и дети остались с ним, бедная мать потеряла еще и детей.
Через какое-то время она все же вышла замуж за того самого Георгия Рерберга. А вот Басов так больше и не женился…
Последние годы
Владимир Павлович все чаще стал чувствовать себя плохо. В 80-х годах он снял фильмы: «Факты минувшего дня», «Время и семья Конвей», «Семь криков в океане». Однако они уже не нашли отклика в сердцах зрителей.
После второго инфаркта режиссер жил очень замкнуто. Никого к себе не допускал, кроме сыновей. Даже находясь в клинике, пытался сопротивляться своему состоянию, писал сценарий и готовился запускать новый проект.
Друзья и коллеги вспоминали что ему было скучно и неинтересно отдыхать. Увлеченный своим делом, Басов проявлял просто невероятную кипучую деятельность, отдавая всего себя работе.
Однако два инфаркта и инсульт, перенесенные от тяжелых переживаний, и последствия контузии со времен войны сделали свое дело…
Народный артист, такой жизнелюбивый и работящий, скончался в возрасте 64 лет в 1987 году прямо на глазах сына Александра у себя дома в Москве.
Старший сын Басова Владимир с 2000-х годов занимается продюсированием и пишет сценарии.
На его счету около 40 актёрских работ, 26 —режиссёрских и ещё несколько продюсерских. Владимир Владимирович — заслуженный деятель искусств и счастливый муж и отец.
Александр Басов тоже пошел по стопам отца — стал режиссером, а также пишет сценарии и стихи.
Елизавета после окончания Ленинградского хореографического училища им. Вагановой закончила балетмейстерское отделение ГИТИСа в Москве и уехала на работу в Грецию, где встретила своего будущего мужа и родила дочь.