На Кубке Первого канала была замечена Наталья Линичук, о которой уже стали забывать поклонники фигурного катания.
На Олимпиаде-1980 танцевальный дуэт Наталья Линичук/Геннадий Карпоносов завоевал золотые медали, опередив одним судейским голосом Кристину Регоци и Андраша Шаллаи из Венгрии.
В том же году на чемпионате мира венгры взяли реванш, а советские чемпионы решили завершить спортивную карьеру.
Карпоносов трижды делал предложение руки и сердца своей партнерше по танцевальному дуэту, но Линичук, которая в 18 лет вышла замуж за сотрудника Внешторга (в СССР это приравнивалось к выигрышу по лотерейному билету) не спешила отвечать «да». Поженились олимпийские чемпионы в 1981-м.
В одном из интервью, которое довелось взять у Линичук в 90-е годы, она рассказала, что вовсе не собиралась становиться тренером. Ее карьера и без этого складывалась успешно.
На советском телевидении олимпийская чемпионка по фигурному катанию вела очень популярную у женщин передачу «Ритмическая гимнастика».
Слово «фитнес» даже в эпоху перестройки и гласности считалось чем-то буржуазным и не свойственным советским женщинам. Немногие помнят и о том, что Линичук была делегатом I Съезда народных депутатов СССР.
Часть народных избранников выбиралась всенародным голосованием, а часть делегировалась не только от единственной в ту пору партии, называвшейся КПСС, но и от различных общественных организаций, от Академии наук и Комитета советских женщин до Всесоюзного общества филателистов.
Квоту в размере трех мандатов получило и ДСО «Динамо», цвета которого защищала офицер Линичук. Олимпийскую чемпионку включили в список депутатов.
И все же она стала тренером, причем востребованным не только в России, но и в мире. На одном из чемпионатов Европы на выступлении двух сильнейших разминок в танцах в зоне слез и поцелуев Линичук и Карпоносов, работавшие в дуэте, появлялись шесть раз, меняя куртки различных сборных.
На остальных коллег по тренерскому цеху пришлось всего четыре дуэта. Через группу олимпийских чемпионов 1980 года прошли Оксана Грищук/Евгений Платов, Анжелика Крылова/Олег Овсянников, Ирина Лобачева/Илья Авербух,
Татьяна Навка/Роман Костомаров, Албена Денкова/Максим Ставиский, Елена Грушина/Руслан Гончаров, Ирина Романова/Игорь Ярошенко, Оксана Домнина/Максим Шабалин, Федерика Файелла/Массимо Скали.
Это только те дуэты, которые поднимались на пьедестал почета на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы. Впрочем, любой дуэт, тренировавшийся у Линичук и Карпоносова, можно было определить, не заглядывая в справочники ISU. Они выделялись пониманием того, что воплощают на льду.
На протяжении десятилетия с лишним тренерский дуэт Линичук/Карпоносов диктовал моду в танцах на льду. Эти тренеры могли пойти на смелый эксперимент, как это было с рок-н-роллом для Грищук и Платова,
который принес им «золото» в Лиллехаммере, с танцем в стиле модерн, навеянным хореографией Иржи Киллиана, который стал звездным часом и одновременно прощальной гастролью Крыловой и Овсянникова.
Даже технологию тренировочного процесса у российских тренеров позаимствовали те, кто стал диктовать моду после них. Сначала Марина Зуева и Игорь Шпильбанд, затем Мари-Франс Дюбрей и Патрис Лозон с многочисленными ассистентами в монреальской школе.
В лихие 90-е, когда большинство российских тренеров уехали работать за рубеж, Линичук и Карпоносов едва ли не последними покинули Москву. В университете Дэлавер им предложили условия, которые позволяли готовить лучшие российские дуэты для больших побед.
После триумфа Грищук и Платова на Олимпиаде-1994 их тренеры приобрели репутацию наставников чемпионов. Только вскоре мир фигурного катания начал смаковать отношения между Линичук
(она была главной в тренерском семейном дуэте) и Татьяной Тарасовой, к которой в преддверии следующей Олимпиады ушли действующие олимпийские чемпионы.
Взаимоотношения между тренерами строились на принципе «мира не заключать, войны не вести». Как уверял в интервью, записанном в Турине во время Олимпиады, Платов, на них с Грищук это не отражалось.
Решение уйти созрело у самих фигуристов. Даже блестящий «Арабский танец», с которым были выиграны чемпионаты мира и Европы в 1997-м, они ставили сами.
«К тому моменту, когда мы решились на перемены, на чемпионский уровень вышли Крылова и Овсянников, — уверял Платов. — С Анжеликой и Олегом мы дружили, даже жили в одном доме, но при равенстве сил кому-то нужно было уходить.
Думаю, что Линичук надоели скандалы, которые устраивала Оксана на тренировках, и она решила сделать ставку на Анжелику и Олега. К тому же поднять на олимпийскую вершину два разных дуэта для тренера — это круто».
После того, как Грищук с Платовым стали двукратными олимпийскими чемпионами, тренируясь у Тарасовой, ее отношения с Линичук стали напоминать настоящую холодную войну. Тренеры не здоровались друг с другом, пересекаясь на соревнованиях.
Когда Тарасова поставила для итальянского дуэта Барбара Фузар-Поли/Маурицио Моргальо танец на хит Глории Гейнор, ту же музыку Линичук взяла для своих подопечных из Швейцарии, брата и сестры Хугентоблер. И этот танец подчеркивал все минусы постановки для итальянского дуэта.
В группе Линичук и Карпоносова творческая часть была в основном прерогативой Натальи Владимировны, а Геннадий Михайлович отвечал за обязательную программу, которая долгое время входила в танцевальное троеборье, и общефизическую подготовку.
Среди тренеров по танцам Карпоносов считался асом ОФП. Во время ЧМ-2003 в Вашингтоне он неожиданно разоткровенничался и поведал, как нащупал собственную оригинальную методику, знакомясь с работой танцоров ансамбля Игоря Моисеева и изучая опыт хоккейных тренеров.
Занятия по ОФП «по Карпоносову» начинались где-то за час до начала первой ледовой тренировки. Гонял он подопечных так, что те называли занятия Освенцимом, а тренера — Гестаповичем.
Зато на всех турнирах танцоры из группы Линичук и Карпоносова выдерживали ритм танца от первой до последней секунды.
К ним стремились перейти фигуристы, которые мечтали о высших наградах, их считали тренерами чемпионов функционеры. Чуть ли не волевым решением ФФККР в группу олимпийских чемпионов Лейк-Плэсида были командированы Домнина и Шабалин.
Для победы в Ванкувере было сделано все, но колено Максима не выдерживало уже чемпионских нагрузок. Да и моду в танцах уже диктовали Зуева и Шпильбанд.
Российский дуэт выиграл обязательный танец, помучился с австралийскими аборигенами, которые протестовали против выбранной Линичук музыки (ее пришлось поменять) — и довольствовался «бронзой».
Какое-то время Линичук и Карпоносов пытались оставаться в тренде, но с каждым сезоном сокращалось количество звездных учеников и завоеванных ими титулов.
В 2014-м вернулся в Россию Карпоносов. Он стал курировать танцы на льду в ФФККР. С Линичук они развелись после тридцати с лишним лет брака.
Развод сопровождался скандальным дележом имущества. Московский суд вынес решение в пользу бывшего супруга. Сам он с грустью говорил о том, что Наташа не захотела с ним больше жить.
И вот спустя много лет она тоже вернулась в Россию. Как утверждает экс-президент ФФККР Валентин Писеев, во времена которого Линичук и Карпоносов определяли моду в танцах на льду, для того чтобы работать.
Вот только сегодня моду диктуют другие. Да и сложно рассчитывать на то, что уникальный тандем Линичук и Карпоносов воссоединится для совместной работы.