В честь него Юрий Никулин назвал свою телепередачу, но вскоре сам же изгнал попугая, обругав его напоследок.
Знаменитый телевизионный клуб «Белый попугай» впервые появился на телеэкранах в конце 1993 года.
Телепередача первоначально задумывалась как разовая юмористическая программа с целью рекламы только что вышедшей книги «Антология мирового анекдота», авторами которой были Юрий Никулин, Эльдар Рязанов и Аркадий Арканов.
Но телепередача оказалось необыкновенно успешной. Этот тот редкий случай, когда сама реклама оказалась популярнее рекламируемого объекта. Про книгу вскоре забыли, а передача переросла в популярный телевизионный клуб и просуществовала многие годы.
Чтобы понять мотивы неожиданной популярности этой телепередачи, надо вернутся в те непростые 90-е годы. В театры и цирк никто не ходил, так как у простых людей просто не было денег на билеты.
Единственной отдушиной у народа оставалось телевидение. Но и его захватили политики и всевозможные рекламодатели.
Позже Юрий Владимирович признался, что книгу они решили издать для того, чтобы хоть немного поправить свои семейные бюджеты.
Ведь известные люди тоже сильно пострадали, как и все российские граждане, когда рублевые сбережения в одночасье сгорели.
Ту первую и единственную юмористическую телепередачу решили сделать в виде встречи известных людей, которые друг другу рассказывают веселые истории и анекдоты.
А телезрителям предлагалось быть как бы гостями на этой встрече. При этом ведущие должны были периодически ссылаться на только что изданную книгу.
Почти сразу отказались от строго сценария. Не потому, что хотели импровизировать, а потому, что не хотели тратить время и средства на его написание и последующие репетиции.
Положились на талант и опыт участников передачи. И успех превзошел все ожидания! К слову этот формат позже использовался во многих передачах. Например, «Приют комедиантов», «Культурная революция» и т.д.
Но в 90-е годы телепередача Никулина был единственной телепрограммой такого формата, когда зрителям предлагалось быть свидетелями общения интересных людей с талантливой импровизацией и практически без цензуры.
Первые два выпуска вёл Эльдар Рязанов, так как у него уже был опыт телеведущего после многолетней работы в «Кинопанораме».
Но потом редактор программы Ирена Лесневская предложила быть ведущими Юрию Никулину и Григорию Горину, так как именно они в первых выпусках чаще других вели диалоги, рассказывали анекдоты и вообще занимали вдвоем более половины эфирного времени.
На четвертый выпуск телепередачи пришли почти все приглашенные юмористы страны, в том числе Жванецкий и ряд популярных актёров. Именно этот четвёртый выпуск задал стиль передачи на многие годы вперед.
Во-первых, студию в Останкино, где снималась передача, стилизовали под помещение уютного кафе, в которое кто-то из редакторов принес большую клетку с взрослым белым какаду по кличке Аркаша.
Попугай был говорящим, и у редактора появилась идея, что один из анекдотов можно будет рассказать, используя диалог с этим попугаем.
Подобрали подходящий анекдот, в котором попугай присутствует как персонаж и отвечает на несколько вопросов своего хозяина, который как бы был в командировке и, вернувшись домой, именно от попугая узнает не очень приятные новости о своей жене и сыне.
Четыре дня потратили на репетиции, сделали несколько десятков дублей, смонтировали из них 50-ти секундный сюжет с этим анекдотом и с ответами живого попугая, но в эфире его так и не поставили.
По мнению Никулина, Горина и других экспертов юмора, получилось не очень смешно и натянуто. Но попугая решили в кадре сохранить, а саму передачу, понимая, что она теперь будет регулярной, переименовали в телевизионный клуб «Белый попугай».
Об этом Юрий Владимирович Никулин рассказал в интервью после юбилейного выпуска телеклуба в 1996 году.
Но этот попугай по кличке Аркаша, к несчастью, любил разговаривать даже тогда, когда его об этом не просили. Причем с использованием нецензурных выражений.
Первое время в кадре он жил вне клетки и сидел либо на специальной жердочке чуть сзади ведущих, либо бродил по столам с яствами.
Аркаша мог бесцеремонно залезть в чужую тарелку или рюмку, что вначале забавляло всех присутствующих, но позже уже стало раздражать.
Когда это наглое поведения попугая редакторам надоело, на время записи передачи его решили посадить в клетку, которую также разместили в кадре чуть позади ведущих.
Аркаше ограничение свободы не понравилось, и он из клетки стал ругаться и тараторить без умолку, чем сильно мешал записи телепередачи.
Когда Горин уже в пятый раз рассказывал свою историю для зрителей, а Аркаша очередной раз неожиданно «встрянул» в этот монолог и испортил запись, терпение у всех лопнуло.
Юрий Никулин в раздражении нецензурно обозвал Аркашу, и тут же было принято решение «уволить» его из телеклуба.
Но что делать с названием передачи? Ведь уже с большим успехом прошло несколько выпусков, и ребрендинг мог только навредить популярности.
Проблема решилась достаточно просто. Один из телеоператоров принес из дома своего попугая вида Корелла.
Он был такой же расцветки как какаду, и с расстояния был очень похож на Аркашу, хоть и был меньше по размерам. Но главное то, что этот попугай был молчуном и почти не издавал никаких звуков.
Во всех последующих передачах именно этот попугай на многие годы стал символом телепередачи и попал на эмблему клуба.
В августе 1997 года не стало главного ведущего и президента телеклуба Юрия Владимировича Никулина. Какое-то время передача ещё выходила в эфир, но без Никулина она потеряла свой особый шарм.
До 1999 года выпуски клуба вел Григорий Горин. После снижения рейтингов Первый канал отказался от передачи, и знаменитая телепрограмма перекочевал сначала на РТР, а позже на РЕН-ТВ.
Последний выпуск телеклуба был снят в августе 2000 года, то есть ровно через три года после смерти Никулина. Сегодня старые выпуски «Белого попугая» периодически демонстрируют различные кабельные телеканалы.